Идем на контакт!

Нильс ИОГАНСЕН

08.02.2017

Контактные зоопарки — этот вид бизнеса очень популярен, подобное заведение нынче присутствует в любом более-менее солидном торговом комплексе. Но насколько такое развлечение безопасно для детей и гуманно в плане отношения к братьям нашим меньшим? Чтобы выяснить, корреспондент «Культуры» отправился общаться с животными и их владельцами.

Двести-триста квадратных метров, на которых установлены немногочисленные вольеры, клетки и аквариумы. Вход примерно 300–500 рублей, дети до трех лет — бесплатно, пенсионерам и инвалидам — скидки. Довольно стандартный набор зверья: кролики, морские свинки, козы-овцы, куры-гуси, обезьянки, попугайчики и прочие маленькие пернатые. Еноты, лисы, хорьки, кошки и дикобразы тоже встречаются, но не везде. Ничего не напоминает?

В Советском Союзе практически в каждой школе имелся «живой уголок» — как правило, аквариум и пара клеток. Но иногда мини-зоопарк мог занимать целый класс. Средства на содержание питомцев, на корма, клетки, иные необходимые вещи выделял РОНО — отсюда же спускались «правила содержания». Проблем с инфекциями и техникой безопасности не возникало. Регулярно приходил ветврач, а ответственный учитель строго следил, чтобы никто, условно говоря, не совал палец в рот крокодилу. Кстати, оные рептилии порой появлялись в советских школах, их привозили из развивающихся стран родители учеников.

В домах пионеров и летних лагерях экзотики было больше, во всяком случае змеи, ящерицы и питоны там встречались чуть ли не повсеместно. Напротив, домашнюю живность в зооуголках не держали, в СССР дети с нею и так общались: сельские — на своих подворьях, городские — у бабушек-дедушек в деревнях. Стоит еще вспомнить многочисленные станции юных натуралистов, а также практикумы для подростков в составе биологических экспедиций.

Нынче от всей этой красоты почти ничего не осталось. «Живые уголки» в школах запрещены — говорят, чтобы защитить учащихся от инфекций, — звери-де опасны. В экспедиции несовершеннолетних тоже теперь не берут — не положено, да и кто станет за них платить. А дворцы пионеров давно превратились в торговые и офисные центры. Ничего удивительного, что опустевшую нишу захватили бизнесмены: на желании детей контактировать с животными они делают деньги. Кто-то честно, но таковые, увы, далеко не все.

«Есть у нас документы на всех питомцев, и паспорта, и ветеринарные сертификаты. Однако показать не можем, они в сейфе, у начальства. Вы не сомневайтесь, все в порядке, приезжайте, привозите детей», — уверяли меня в одном контактном зоопарке на Ярославском шоссе.

Очень странно и подозрительно, хотя, к сожалению, бывает и хуже. В другом заведении в Подмосковье на просьбу показать документы меня обхамили и предупредили — мы вас запомнили, больше не пустим, скандалисты нам не нужны. Эта ситуация в ходе рейда «Культуры» повторилась трижды.

Содержатели детских мини-зоопарков вообще оказались крайне закрытой публикой, принимать журналистов они, за редким исключением, не любят. Поэтому пришлось изображать обычного человека, приехавшего на разведку — изучить объект перед тем, как туда отправиться с детьми. Судя по личным наблюдениям, такой подход среди современных родителей нетипичен, почему-то люди слепо доверяют бизнесменам. Хотя случается всякое.

Огромный торговый центр в Мытищах, бойкое место — рядом железнодорожная станция и автовокзал. Еще пару месяцев назад тут работал контактный зоопарк, но сейчас его нет — закрылся. Точнее, закрыли проверяющие. «Не без повода. Были многочисленные жалобы от посетителей», — объяснил мне сотрудник администрации комплекса. Похоже, у многих коммерческих зооуголков явные нелады с документацией — ее по каким-то причинам отказываются показывать. Между тем делать это должны.

— Любой посетитель имеет право потребовать ветпаспорта, сертификаты и справки на животных для ознакомления, а сотрудники обязаны без разговоров все предоставить. И не важно, начальство на месте или нет — эти бумаги у нас всегда в доступе. Проверять их стоит — увы, далеко не все наши коллеги столь же законопослушны, — говорит представитель контактного зоопарка «Лесное посольство» Татьяна Терновых.

В торговом центре на проспекте Мира тоже все хорошо: местный зверинец, наверное, чуть ли не образцовый с точки зрения информирования посетителей и ветеринарии. «Вот, смотрите, здесь все паспорта на животных, справки, сертификаты, документы о прививках и прочее, — протягивает мне пухлую папку администратор зоопарка «Джунгли зовут» Наталья Коваленко. — Скрывать нам нечего, своих питомцев мы очень любим и бережем, они для нас — как дети».

Стоит отметить, за два дня поездок по многочисленным зооуголкам мне не встретилось ни одного скверно выглядящего зверька или птицы: все смотрелись упитанными и довольными жизнью. И это неудивительно, ведь для предпринимателей братья наши меньшие — прежде всего актив, который необходимо беречь.

Входной билет — далеко не единственная доходная часть бизнеса. Приносить лакомства посетителям запрещено, их нужно покупать тут, на месте. Пластиковый стаканчик с кусочками морковки, бананов, яблок, винограда стоит 50–200 рублей в зависимости от «элитности» заведения, в выходные цены могут быть выше. Кстати, вовсе не факт, что в субботу-воскресенье вашему ребенку удастся покормить питомцев — число стаканчиков ограничено. Во-первых, перекармливать зверей вредно для их здоровья. Во-вторых, сытые животные норовят забиться в уголок и вздремнуть. А кто же будет народ развлекать?

Среди допуслуг фотографирование на полупрофессиональную камеру, изготовление сувенирной продукции со снимками и просто торговля различными безделушками на звериную тему. С посетителей явно стараются стрясти лишнюю копейку. На свой аппарат или смартфон, как правило, снимать можно, но исключительно без вспышки — она, дескать, для зверьков вредна.

Если питомец «некондиционный», от него избавляются. Например, обезьянка Анфиса не любит детей, готова к контакту лишь со взрослыми. Вскоре макаку продадут, а вместо нее привезут более коммуникабельную особь. Ничего личного — только бизнес. Звери не должны создавать проблем, их задача — приносить прибыль.

С этой точки зрения контактные зоопарки по большей части безопасны, вас не покусают и не поцарапают. Если, конечно, вы будете слушаться сотрудников зверинца и не станете пренебрегать присмотром за собственными детьми. К сожалению, с этим сложности — в выходные у зверюшек везде аншлаги, за всеми посетителями уследить невозможно. А мамаши-папаши, побросав чад, сидят, уткнувшись в планшеты и смартфоны. По данной причине порой случаются эксцессы, причем даже с самыми безобидными созданиями. Тот же кролик, если его неловко прижать, может прихватить за руку, и даже если не прокусит до крови, все равно неприятно — ребенок испугается, заплачет.

На входе в большинство контактных зоопарков предлагается помыть руки, точнее, это требование администрации и СЭС. В наиболее продвинутых заведениях есть специальные антисептики — гели и иные жидкости.

— Мы рекомендуем обрабатывать руки и после общения с животными. Но мамы и папы не всегда внимательно относятся к нашим советам, им лень, или они считают, что умнее всех. Животные у нас чистые и здоровые, государственный ветврач приходит раз в две недели, а то и чаще, все прививки делаются вовремя, однако лишний раз себя обезопасить стоит. Например, от чисто человеческих инфекций: звери могут стать просто транзитным пунктом для опасных микробов. Потрогал его больной человек, потом другой, здоровый, — вот вам и перенос заразы, — предупреждает Татьяна Терновых.

— Тридцать-сорок процентов наших посетителей — взрослые, особенно любят забредать влюбленные парочки, естественно, по инициативе девушек. Заходят и в одиночку, снять стресс. Иногда люди лишь сидят, смотрят на зверей, птиц или рыбок, релаксируют. Детям больше нравятся козочки и овечки, они отождествляют их с персонажами любимых мультфильмов. А у родителей самый популярный питомец — енот Клайд. У него есть сестра Бонни, уж больно шебутные эти родственнички, потому так и назвали, — знакомит меня с подопечными зоотехник из «Джунглей» Влад Костенко.

Клайд очень отзывчивый, охотно принимает лакомства и совершенно по-людски с ними расправляется. Зажав в лапах кусочек банана, аккуратно очищает кожуру, отбрасывает ее в сторону и поедает фрукт. Просит еще, тыкается носом, обшаривает одежду и норовит проверить ваши карманы — рефлекс у него такой.

Овечки Олли и Долли, уже в другом зооуголке, столь же общительны, обожают, когда детишки залезают им руками в шерстку. Кролики с удовольствием носятся наперегонки с человеческими детенышами, а кошки, как им и положено, возлежат сами по себе — позволяют себя гладить, и только.

При должной постановке дела с инфекционной безопасностью — вполне себе социально полезная предпринимательская деятельность. Ведь далеко не все семьи имеют возможность держать дома собак и кошек, не говоря уже про экзотику. А так, выходит, «питомец на аутсорсинге» — любимое животное вашего ребенка живет по соседству, и он регулярно приходит к нему пообщаться.

По большому счету сам этот бизнес не нуждается в пристальном внимании государства — усиление надзора, скорее, может повредить. Гораздо эффективнее был бы общественный контроль, когда каждый из нас прежде чем посетить то или иное заведение, проверит его документацию. И не пойдет туда, где подозрительно, где хамят и нет рукомойника. Тогда «левые» контактные зоопарки исчезнут естественным образом. Другое дело, что все это не отменяет проблему восстановления зооуголков и секций юных натуралистов, их отсутствие — большая беда.