Держи корма шире

Нильс ИОГАНСЕН

01.12.2015

Российский рынок кормов для животных полностью контролируется иностранными компаниями, доля отечественной продукции ничтожна. Процесс импортозамещения? О таком здесь толком и не слыхали. Наблюдается прямо противоположная тенденция: наших питомцев все больше подсаживают на зачастую сомнительное заграничное питание.

«Рекомендации лучших собаководов» — эта рекламная фраза пошла в народ как синоним далеко не лучшего качества. А наиболее популярную тему дискуссий на форумах, посвященных четвероногим, увы, можно сформулировать так: «какой корм менее опасен». 

Золотое дно

Наиболее распространенные нынче сухие корма не являются чем-то необыкновенным и высокотехнологичным, их ингредиенты просты и безвредны. Мука из куриного или какого-то иного мяса, различное молотое зерно, жиры, масла, растительная клетчатка, прочие незамысловатые компоненты. Все это производится в России, с сырьем проблем нет. Так, на рынке куриного мяса уже несколько лет наблюдается изрядный профицит, пшеницы, риса и кукурузы в стране навалом, по маслам и жирам тоже полное изобилие. Витамины выпускаются: для животных они примерно те же самые, что и для нас. Но почему тогда на прилавках царят вискасы и педигрипалы? Может, есть проблемы с приобретением оборудования? Вовсе нет. Оно, конечно, импортное, но вполне по карману нашим бизнесменам. 

— Небольшая приличная китайская линия по производству сухих кормов вместе с монтажом стартует от двух миллионов рублей. В сутки она способна выдавать свыше тонны готового продукта, для обслуживания требуется всего пара человек. Можно, разумеется, поискать оборудование и подешевле, но оно будет маломощным. Предоплата сто процентов, доставка, установка и пусконаладочные работы — в течение двух месяцев. Только в наличии на складах здесь, в России, можете не искать — его нет. Кому тут оно нужно? — разоткровенничался менеджер одной из дилерских фирм.

Представившись потенциальным инвестором, корреспондент «Культуры» потребовал подробностей. И тогда молодой человек просто посоветовал купить какое-нибудь иное производство, тоже «под ключ» — по его словам, на рынке питания для домашних животных ловить нечего.

Как же так? Розничная цена сухих кормов в среднем около 200 рублей за килограмм, то есть 200 000 рублей — тонна. А себестоимость в разы ниже. Казалось бы, перед нами золотое дно, вкладывай деньги, производи и получай сверхприбыли. Но не все так просто.

Сила бренда

— Корма российского производства никому не нужны. Не знает их потребитель, потому что не рекламируют. Вот мы ими и не торгуем. А известные бренды по телевизору постоянно мелькают, их люди спрашивают и берут, — объясняет продавщица в сетевом зоомагазине Cats & Dogs. 

Более 90 процентов нашего рынка питания для животных контролируют два транснациональных концерна — Mars (Royal Canin, Pedigree Petfoods, Whiskas, Kitekat) и Nestle (Felix, Purina, Pro Plan, Friskies). Примечательно, что по рекламным бюджетам эти гиганты входят в топ-5 по России в целом. То есть их ежегодные траты на рекламу исчисляются десятками миллиардов рублей.

При этом оба производителя настаивают, что их линии в достаточной степени локализованы. Но так ли это?

— Девять десятых нашей продукции, представленной на российском рынке, производится на фабрике в поселке Ворсино, Калужской области. Это предприятие полного цикла является одним из крупнейших и самых современных производств «Пурина» в Европе, — утверждает региональный директор «Нестле Пурина ПетКер» в России и СНГ Алессандро Дзанелли. По его словам, компания использует 80 процентов местных ингредиентов, однако что именно закупается у российских поставщиков, топ-менеджер почему-то рассказать отказался. Поэтому к названному им уровню локализации нужно относиться осторожно.

Французы из Royal Canin вроде бы честнее: «Основную часть ингредиентов мы завозим, работая с теми же поставщиками, что и заводы во Франции. Эти поставщики сотрудничают с Royal Canin многие годы и знают требования, которые предъявляет наша компания к ингредиентам. Существуют и поставщики из России, с которыми мы развиваем партнерские отношения», — такова официальная позиция компании. В переводе на русский: все завозим, здесь только смешиваем и фасуем, местные поставщики сырья нам не очень нужны.

При желании отечественных производителей найти все-таки можно, хотя их доля на рынке ничтожна, и зачастую кошачье-собачья кухня для них является побочным направлением бизнеса. Характерный пример — ЗАО «Гатчинский комбикормовый завод», занимающийся в первую очередь кормами для сельскохозяйственных животных, а пищу для собак и кошек выпускающий под названиями «Наша марка» и «Стаут». 

Многочисленные региональные бренды, рискующие промышлять исключительно рационом домашних питомцев, то появляются, то исчезают, не выдерживая конкуренции с богатыми иностранцами. Произвести недорогой и качественный корм, повторимся, не сложно: необходимые ингредиенты в стране имеются. Расфасовать в красивую упаковку — тоже. Но продать данный товар очень тяжело...

А Васька кушает да ест

В российских семьях 25–30 миллионов кошек и 20 миллионов собак. Более 70 процентов владельцев пользуются исключительно готовыми кормами. Годовой объем продаж оценивается в 50–70 миллиардов рублей, столь жирный кусок Mars и Nestle никому не отдадут. Более того, в отличие от Европы и США, рынок РФ продолжает расти темпами в 15–30 процентов в год. Два концерна явно поделили сферы влияния и чувствуют себя превосходно. На их стороне и ветеринария — практически все ветлечебницы действуют в интересах «фирмачей». Контакты неангажированных докторов передают из рук в руки как величайшую ценность.

При поддержке столь тяжелой артиллерии торговать можно чем угодно. Собственно, это и происходит. Особую тревогу вызывают дешевые «народные» корма, к которым животные моментально и накрепко привыкают.

— Одно время денег было маловато, заболела, пришлось покупать дорогие лекарства. Вот и взяла Ваське дешевый корм, он его хорошо есть стал. А потом, когда финансовое положение выправилось, снова купила прежний. Но он от него отказался, стал требовать тот, народный. А уж его как трескает, причем пакетик за пакетиком, и добавки просит. Насилу отучила. И чего туда они подмешивают? — возмущается пенсионерка Валентина Васильевна.

Требуется помощь 

Тема вредной химии в дешевых кормах — весьма популярна в интернете. «В дело идут своеобразные наркотические добавки. Надежный ветеринар сказал, что все эти вискасы и китикеты очень вредны для животных», — цитируем отзыв на одном из форумов.

Производство питания для кошек-собак регламентировано «Ветеринарно-санитарными нормами и требованиями к качеству кормов для непродуктивных животных» №13-7-2/1010 от 15.07.1997 г. Срок действия данного документа, как написано, не ограничен. А содержание более чем общее. Бумага устанавливает лишь максимальные концентрации опасных веществ, запрещает присутствие в кормах откровенной заразы (вроде сальмонеллы), но не более того. А что не запрещено, то разрешено.

— Вы правы, тема наркотических добавок достаточно распространена в интернете. В отношении нашей продукции, хочу заверить, это миф. Мы подкладываем только такие ингредиенты, как витамины, минеральные вещества, а также в незначительных количествах — антиоксиданты, консерванты, вкусовые добавки. Они обеспечивают сбалансированный рацион для питомцев, сохранность продукта, в том числе участвуют и в формировании вкуса. Все ингредиенты, используемые нами в производстве, безопасны для здоровья домашних животных и разрешены к использованию согласно законодательству РФ, — клянется Алессандро Дзанелли.

— У отечественных производителей было мало времени, чтобы сломать стереотипы и убедить покупателя в том, что они выпускают качественные сбалансированные рационы для животных. Но в целом нужно отметить, что постепенно ситуация меняется и спрос поворачивается в сторону российского продукта, так как потребитель начал серьезнее относиться к соотношению цены и качества, — уверена София Зиновьева, руководитель коммерческого отдела ЗАО «Гатчинский комбикормовый завод».

Быть может, ситуация действительно меняется в Ленобласти, где гатчинские бренды хорошо известны, но в целом по стране это не заметно. Похоже, что срабатывает чисто российская закономерность: если отрасль обделена вниманием государства, ждите монополии импорта с вытекающим отсюда рано или поздно падением качества. При этом, если дело касается оборонки или иной стратегически важной индустрии — нефтянки, газа, леса, металлургии, вопросы импортозамещения и поддержки отечественного бизнеса решаются быстро и эффективно. Скажем, производство труб для газопроводов наладили мигом, заодно придушив импорт жесткими пошлинами.

В случае с кормами для домашних животных проблему можно решить еще проще. Привести ветеринарно-санитарные нормы в соответствие с реалиями XXI века, добавить запрет на «наркоту», потребовать от производителей стопроцентной локализации и дать преференции российским компаниям. Гладишь, через годик-другой наши любимцы станут меньше болеть, да и миллиарды рублей, остающиеся на Родине, нам точно не помешают.


Живая газета

Алексей ГУСЬКОВ, народный артист России:

— Я живу в центре Москвы. Своего пса — черного лабрадора по кличке Визирь — выгуливаю в Нескучном саду. Раньше делал это около Дворца пионеров на Воробьевых горах, но кто-то решил убрать оттуда собачников. А в Нескучном саду, напротив, обустроили специальные зоны для выгула, поэтому сейчас проблем у меня не возникает. Но, должен сказать, в Москве, владельцы собак, конечно, сталкиваются с определенными сложностями. Столица не особенно удобна для собачников. Здесь мало площадок, нет необходимых условий.

Проблему выгула четвероногих питомцев в условиях мегаполиса мы поднимем в следующем выпуске рубрики «Основной инстинкт».