Пьедестал для дирижера — Крещенский фестиваль в «Новой опере»

Александр МАТУСЕВИЧ

04.02.2020

В век доминирования в опере режиссерского начала фестиваль возвращает профессии дирижера заслуженный блеск и восторг зрителя.

«Новая опера», созданная когда-то как театр дирижерский и носящая имя своего основателя Евгения Колобова, посвящает фестиваль приоритету места музыкального руководителя в оперном театре уже второй раз: предыдущий, шестой фестиваль проходил под тем же заголовком — «Главный дирижер».

Когда-то великий русский композитор Римский-Корсаков обронил о профессии дирижера меткую фразу, ставшую крылатой: «Дирижирование — дело темное». А наш выдающийся современник маэстро Юрий Темирканов спустя полтора века добавил: «Если относиться к ней поверхностно, то это очень легкая профессия — махать руками в такт музыке, что ж тут сложного? Многие высококлассные оркестры превосходно озвучат любую партитуру без всякого дирижера — одно удовольствие, стой и маши под них. Чем сейчас многие и занимаются. Молодые все машут — это нормально, и я махал — прежде чем чему-то научился. Но если нет роста, углубления в дело, если дирижер так и остается на уровне ветряка, — вот здесь уже беда. Дирижирование — профессия второй половины жизни».

В Крещенском фестивале участвовали дирижеры разных поколений, школ, эстетических кредо. Главный приглашенный дирижер «Новой» британец Ян Латам-Кёниг ворожит в опусе ХХ века, к эстетике которого он относится с нескрываемым энтузиазмом («Саломея»). Мастер больших итальянских полотен, нынешний главный дирижер театра Александр Самоилэ взялся за проникновенную пуччиниевскую «Богему». Вершинную русскую эпику, знаменитого «Князя Игоря», взвалил на свои плечи Валентин Урюпин, ныне руководящий Ростовским симфоническим оркестром. Француз Лоран Кампеллоне погрузился в привычную для себя стихию, исполнив «Фауста» Гуно. Наконец, финальный гала проведет молодой дирижер и композитор Антон Лубченко, худрук Сочинского симфонического оркестра.

Программу фестиваля традиционно составили премьеры театра недавних сезонов, но, как обычно, не обошлись и без спецпроектов. Главные из них — это две оперы в концертном исполнении, которые продолжили линию на показ московской публике музыкальных раритетов. Такую стратегию «Новая опера» выдерживала всегда — в рамках «Крещенского» в разные годы здесь концертно были исполнены такие нехарактерные для столичной афиши вещи, как «Таис» и «Иродиада» Массне, «Ломбардцы в первом крестовом походе» и «Жанна д’Арк» Верди, «Капулетти и Монтекки» Беллини и «Цыганы» Леонкавалло, «Марта» Флотова и «Андре Шенье» Джордано, «Король Рогер» Шимановского и «Проданная невеста» Сметаны.

Абсолютным раритетом 7-го «Крещенского» стал вердиевский «Стиффелио» — опера, которая не звучала в России никогда, даже в исполнении гастролеров. Удивительно, но у самого популярного в мире оперного композитора среди его 26 опер, оказывается, еще есть такие, которые для нашей страны остаются terra incognita до сих пор! Музрук концертного исполнения Александр Самоилэ говорит: «Не вдаваясь в исторические детали, упомяну, что опера была просто искалечена цензурой… Это «опера-наслаждение». Как говорил Б.А. Покровский, отлично сделанные партии, ансамбли, хоры».

Зато либретто ее крайне необычно — и не только по меркам середины позапрошлого века. История о женатом протестантском священнике, способном простить супруге ее неверность, подавляющем силой воли в себе любые проявления страсти и руководствующемся исключительно евангельскими истинами, и сегодня смотрится не слишком правдоподобно и, честно говоря, мало театрально. Действительно, в опере чувствуется зрелое мастерство композитора с точки зрения музыкальной драматургии в целом и выделки отдельных номеров, особенно ансамблевых, однако в то же время в ней нет ни одной наотмашь бьющей хитовой арии. Возможно, пуританский колорит литературного первоисточника не позволил Верди расцвечивать эту историю слишком уж гедонистически.

Маэстро Самоилэ мощью своего таланта раскрывает самые выигрышные стороны вердиевской партитуры, под его руками оркестр и хор звучат упоительно и экспрессивно. К «новооперным» солистам (Марина Нерабеева — Лина, Анджей Белецкий — Станкар и др.) добавился мексиканский тенор Гектор Сандоваль, исполнивший титульную партию ярко и выразительно, а тембр его голоса идеально подошел к образу строгого морализатора.

Вторая концертная премьера фестиваля — несколько менее эксклюзивна: «Виндзорские проказницы» немца Отто Николаи лет пятнадцать назад ставились в Камерном музыкальном театре Бориса Покровского. Тем не менее вещь, скорее, незнакомая, а имя композитора что-то говорит лишь специалистам или любителям с большим стажем. Инициатива этого исполнения принадлежит Феликсу Коробову, первому «постколобовскому» главному дирижеру «Новой», неоднократному участнику Крещенских фестивалей: «Однажды мне посчастливилось продирижировать увертюру этой оперы. Я поразился богатству мелодий, красок и какой-то «австрийской безалаберности». Это было феноменальное разбрызгивание эмоций».

Действительно, слушая «Виндзорских» — абсолютно мендельсоновский по духу и стилю опус, ловишь себя на мысли: «Так вот где корни беззаботной венской оперетты!» Щедрые мелодические красоты, бесшабашный оркестр, невероятная легкость и грациозность письма делают эту комическую оперу мостиком между австро-немецким зингшпилем моцартовской поры и откровениями Штраусов. Но эта опера интересна не только с исторической точки зрения. Свежесть ее музыки, оригинальность музыкального мышления композитора вдохновляют — хочется погрузиться и буквально утонуть в ней.

И Коробов дает слушателю насладиться сполна: в его интерпретации лихой драйв гармонично сочетается с изящным кокетством. Солисты «Новой» куражатся напропалую, с упоением купаясь в искрометной шекспировской комедийной стихии: трех кумушек виртуозно исполняют сопрано Елена Терентьева (Флут), Анастасия Белукова (Анна) и меццо Виктория Яровая (Райх), а бас Алексей Антонов буквально превзошел себя, отыгрывая роль самодовольного плута Джона Фальстафа.

Фото на анонсах: Даниил Кочетков.