Яркий, новый, влюбленный

Александр МАТУСЕВИЧ

25.02.2019

Мировая премьера оперы Александра Вустина «Влюбленный дьявол» стала кульминацией юбилейного сезона театра на Большой Дмитровке.

Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко, празднующий в этом сезоне столетие, в советские годы по праву слыл лабораторией современной оперы. Это негласное почетное звание он делил со своим ровесником — ​ленинградским МАЛЕГОТом: на обеих сценах состоялось внушительное число мировых премьер, многие зарубежные опусы также получали прописку в нашем Отечестве именно там. Однако с наступлением рыночных времен, когда касса стала определять репертуарную политику, оба театра прочно подсели на мейнстримный репертуар — ​Чайковский, Верди, Пуччини… Вступая в новый век своей истории, «Стасик» вновь озаботился репутацией первопроходца. Современным опусам отводилась пока лишь малая сцена — ​весьма своеобразное пространство с незначительным количеством зрителей. Большой юбилей сподвигнул коллектив на смелый шаг: впервые за тридцать лет опера ныне живущего композитора прописалась на основной сцене театра.

Театр осторожно предупреждает: премьера носит проектный характер — ​два показа в феврале, еще два в апреле, а дальше — ​будет видно. В первый вечер зал полон, но премьерная публика — ​особая, а будет ли опера нашего современника стабильно собирать залы, станет ли репертуарной? Не секрет, что завсегдатаи оперных спектаклей, это те, кто любит красивые мелодии и красивый вокал, те, кто в двадцатый раз приходит послушать письмо Татьяны, предсмертную арию Ленского или песенку Герцога, сравнить исполнителей, насладиться тембрами, поискать блох в колоратурах-фиоритурах. Новая опера, скорее, для тех, кто интересуется театром вообще, драматическим прежде всего, где музыка играет все большую роль, но не составляет драматическую суть действия, для тех, кто интересуется актуальным искусством — ​как музыкальным, так и сценическим. Много ли такой публики в Москве? Вопрос.

Впрочем, инициаторы постановки его, пожалуй, и не задавали. Для них важен сам факт премьеры. Для режиссера Александра Тителя, худрука театра, — ​возможность громко отметить большой юбилей институции и напомнить о ее авангардных претензиях. Для дирижера Владимира Юровского, приглашенного на этот проект, современная музыка всегда интересна, а в особенности музыка Вустина, которого несколько лет назад маэстро сделал композитором-резидентом возглавляемого им светлановского ГАСО. Для самого же Вустина это вообще подарок судьбы: мастер серийной техники, достигший почтенного возраста и всегда остававшийся в тени большой московской тройки авангардистов (Шнитке, Денисов, Губайдулина), и не чаял когда-то увидеть свою единственную оперу на сцене.

Она писалась четырнадцать лет, еще в пору его взросления, поиска собственного языка и освоения разных техник, а потом тридцать пролежала в столе. Начатая в 1975-м, опера одновременно и является и не является новой — ​за почти полвека композиторская мысль убежала далеко вперед, сегодня наблюдается некая попытка перекрещивания авангардных и традиционных подходов, эклектика и полистилистика стали не только хорошим тоном, но уже и трендом, мало кто творит в лабораторно чистых условиях экспериментаторства. Вустин же остается верен себе, он композитор еще той, более рафинированной и более честной эпохи. И, пожалуй, в этом его новизна и оригинальность. А для широкой публики его опус по-прежнему звучит пугающе ново и смело — ​но тут, как говорится, ничего не попишешь: все, что родилось из великого импульса нововенской школы, рядовыми ушами до сих пор воспринимается как невозможное оскорбление слуха. Да и будет ли когда-то иначе — ​большой вопрос. Возникает ощущение, что композиторы этого направления в своем творчестве сумели переступить некую черту дозволенности и естественности, границу не столько эстетическую, сколько экзистенциальную.

Либретто «Влюбленного дьявола» написано Владимиром Хачатуровым по одноименной готической повести Жака Казота, которая в очередной раз затрагивает тему искушения, контакта и контракта с потусторонними силами. Тема весьма популярная как в литературе, живописи, так и в музыке. Трудно даже подсчитать, сколько «фаустов» и «дон жуанов» всех мастей и вариаций имеется в распоряжении оперных домов. Тема яркая, благодатная и очень театральная — ​мистика, чудеса, маскарад, терпкий средиземноморский колорит — ​словом, раздолье для фантазии как композиторской, так и режиссерской, тем более, что дьявол в опере — ​женщина. Вустин, при всей неоперности своего музыкального языка, дает тем не менее весьма традиционный кастинговый расклад. Герой — ​классический высокий тенор (Антон Росицкий), дама — ​высокое сопрано (Дарья Терехова), слуга — ​комический бас (Максим Осокин), синтезирующий в себе черты Фигаро и Лепорелло, ревнивые соперницы героини — ​меццо (Наталья Зимина — ​оставленная любовница героя) и контральто (Александра Дурсенева — ​его мама, ревнующая сына ко всем женщинам вообще), сомнительные в своей искренности и роли друзья-подельники героя — ​басы-баритоны (Роман Улыбин и Феликс Кудрявцев). Изъясняется эта компания в основном двумя способами — ​либо просто разговаривает, либо поет в запредельно высокой тесситуре, своей взвинченностью подчеркивающей психологическую пограничность всего происходящего на сцене. И, конечно, не раз задействовано звукоусиление, все чаще становящееся общим местом уже даже и в классической опере.

По признанию команды постановщиков, многое из задуманного композитором пришлось сильно адаптировать для условий традиционного оперного стационара — ​иначе опус Вустина так и остался бы неисполненным. Спектакль Александра Тителя — ​Владимира Арефьева получился узнаваемым: раскачивающийся маятник, вращающийся круг, яркие видеопроекции в пустом пространстве, венецианские маски и нарочито громкая танцевальная испанщина (для нее пригласили хореографа фламенко Рикардо Кастро) — ​эти ниточки удерживают публику в привычных для нее рамках оперной традиции.


Фото на анонсе: С. Родионов/stanmus.ru