Незабываемый голос

Александр МАТУСЕВИЧ

20.10.2018

В «Новой опере» почтили память Дмитрия Хворостовского. 16 октября выдающемуся певцу исполнилось бы 56 лет.

Инициатором выступил прославленный российский бас Ильдар Абдразаков. Первоначально вечер планировался в Кремле, однако в силу разных обстоятельств мероприятие прошло в «Новой опере» имени Евгения Колобова. Символично, что Колобова и Хворостовского связывала творческая и личная дружба на протяжении многих лет. Впервые они выступили вместе в 1990 году на концерте в Большом театре, когда Колобов и возглавляемый им тогда оркестр Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко аккомпанировали оперным дуэтам в исполнении Хворостовского и Натальи Троицкой. Потом были другие концертные проекты и, наконец, памятная многим премьера «Риголетто» 2000 года, где Хворостовский блистательно исполнил титульную партию. После смерти Колобова баритон еще не раз выступал с оркестром театра «Новая опера», даже записал с ним свой последний компакт-диск «Жди меня».

Во всю высоту сцены на громадном экране собравшаяся публика могла видеть прекрасные, уже исторические фотографии Дмитрия Александровича: концертные выступления, театральные образы, фото из семейного архива. Тактично подобранный видеоряд настраивал на нужную атмосферу — ​грустную, но светлую.

Репертуар вечера оказался довольно разнообразным. Абдразаков проникновенно, вполголоса исполнил два камерных сочинения — ​«Occhi di fata» Л. Денцы (в сопровождении оркестра) и шаляпинский хит «Элегию» Массне под фортепианный аккомпанемент директора «Новой» Дмитрия Сибирцева и с солирующей виолончелью Борислава Струлева. Сопрано Екатерина Сюрина, когда-то вспыхнувшая на мировом небосклоне именно в дуэте с Хворостовским (Джильда в «Риголетто» все в той же памятной премьере 2000 года), к сожалению, на концерте не появилась, в дуэте из знаковой вердиевской оперы ее заменила Кристина Мхитарян.

«Новая опера» была представлена ведущими солистами, успешно выступающими также и на других сценах нашей страны: Агунда Кулаева мягко и распевно исполнила романс Сантуцци из «Сельской чести» Масканьи, Алексей Татаринцев дважды обратился к «Риголетто» (поучаствовав в дуэте и просолировав в хитовой Песенке Герцога), Василий Ладюк продемонстрировал красивейшую кантилену в арии короля Альфонса из «Фаворитки» Доницетти, а также составил гармоничный ансамбль мариинскому тенору Сергею Скороходову в дуэте из «Дона Карлоса».

Среди выступлений «варягов» также было что послушать. Мариинец Скороходов победными верхами порадовал публику в наипопулярнейшей арии Калафа из «Турандот». Благородством тембра своего сопрано пленила выпускница Молодежной оперной программы Большого театра Кристина Мхитарян в дуэте из «Риголетто» и в арии из «Манон» Массне. Восстановившаяся после многолетних вокальных проблем прославленная солистка Театра Станиславского Ольга Гурякова экспрессивно спела предсмертную арию другой Манон — ​из оперы Пуччини.

Мощью и красивым стройным звучанием, как всегда, порадовал высокопрофессиональный хор «Новой оперы», исполнив зажигательный цыганский фрагмент из «Трубадура» и элегически-патриотический гимн евреев из «Набукко». За пульт оркестра театра попеременно вставали его главный дирижер Ян Латам-Кёниг, штатные маэстро Андрей Лебедев и Василий Валитов, а также друг и соратник Хворостовского известный дирижер Константин Орбелян.

В финале участники концерта исполнили песню Non Ti Scordar Di Me! («Не забывай меня!»). Судя по реакции зала, забвение Хворостовскому не грозит.


Фото на анонсе: Даниил Кочетков