Франко-русский диалог

Александр МАТУСЕВИЧ

08.03.2018

Оперный бал Елены Образцовой отдал дань Франко Дзеффирелли.

Великий итальянский кино- и оперный режиссер когда-то причислил Елену Васильевну, с которой неоднократно работал как на сцене, так и в киностудии, к трем (наряду с Анной Маньяни и Марией Каллас) своим главным театральным потрясениям. Их союз был плодотворным и сердечным: певица всегда вспоминала итальянского мэтра самыми теплыми, ласковыми словами. Поэтому Фонд Образцовой не мог пройти мимо знаменательной даты — ​12 февраля Франко Дзеффирелли исполнилось 95 лет — ​и посвятил ей традиционный Оперный бал, состоявшийся на сцене Государственного Кремлевского дворца. К сожалению, почтенный возраст и суровая зима (не только в России, но и в Италии) не позволили виновнику торжества прибыть в Москву, хотя он планировал почтить бал своим присутствием. Публике пришлось довольствоваться лишь видеообращением легендарного маэстро.

На пресс-конференции, посвященной этому событию, народный артист СССР Владимир Васильев, блистательно танцевавший когда-то в фильме-опере Дзеффирелли «Травиата», подчеркнул необходимость отдать дань уважения и признательности мэтру. «Мы любим вспоминать о человеке, о его заслугах потом, когда уже поздно. А нужно благодарить сейчас, пока есть такая возможность». Итальянский маэстро с русскими корнями (сын легендарного дирижера Игоря Маркевича) Олег Каэтани посетовал на то, что оперное наследие Дзеффирелли, его эстетика, не уважаются на его родине, давно изгнаны с театральных подмостков, утопающих в безвкусице и антимузыкальной режиссуре. «Франко всегда был певцом красоты, а сегодня красота не в чести», — ​заключил дирижер с горечью.

Воссоздать красоту попытались на сцене КДС. Отвечал за это режиссер Марко Гандини — ​многолетний ассистент Дзеффирелли, его ученик и последователь. Два огромных экрана, словно открытая книга, демонстрировали кадры из спектаклей и фильмов-опер великого маэстро, бессмертные образы, созданные его гением. Театр «Кремлевский балет» и солисты Большого театра Элеонора Севенард и Денис Родькин исполнили хореографическую фантазию на музыку антракта к третьему действию «Кармен» в постановке Владимира Васильева.

Конечно, в центре повествования был певец. Вокальная молодежь выступала наравне с признанными мэтрами, среди которых первое место принадлежит несравненной Марии Гулегиной. Сегодня ведущее драматическое сопрано мира нередко поет в России, тем не менее каждая встреча с актрисой такого уровня — ​на вес золота. Гулегина предстала в двух образцовских ролях — ​страстной интриганки Эболи из «Дона Карлоса» и жертвенной страдалицы Сантуцци из «Сельской чести», показав, что репертуар меццо ей вполне подвластен. Любопытно, что с Еленой Васильевной Мария как бы заочно поменялась амплуа — ​единственный раз за вечер голос Образцовой прозвучал в записи хитовой арии «Vissi d’arte» из «Тоски». Не обошлось и без коронной гулегинской Турандот — ​финал из этого пуччиниевского шедевра венчал концерт.

Звездный мексиканец Рамон Варгас блистал рафинированным изяществом во фрагментах из вердиевских «Бала-маскарада» и «Дона Карлоса». Неизвестный пока в России немецко-бразильский певец Мартин Мюле опалил нешуточными страстями во фрагментах из «Кармен», продемонстрировав яркий голос, стабильный вокал и убедительную экспрессию. Третий тенор — ​молодой белорус Владимир Дмитрук, героически держал паритет с неистовой Сантуццей — ​Гулегиной.

Вероника Джиоева спела трепетную Амелию из «Бала-маскарада» и мятущуюся Аиду. Феноменальную кантилену подарил залу главный вердиевский баритон Мариинки Владислав Сулимский в большой сцене из «Дона Карлоса». Амплуа Образцовой шикарно реализовали в памятный вечер две меццо-сопрано молодого поколения — ​Ксения Дудникова и Олеся Петрова. Первая голосом гибким, сочным и томным нарисовала знойную Кармен и ревнивую Амнерис. Мощный вокал второй клокотал в брутальных высказываниях Азучены из «Трубадура» и Ульрики из «Бала-маскарада».

В двух больших ансамблевых сценах убедительно прозвучали артисты московских театров: в «Бале-маскараде» — ​Лидия Светозарова, Дмитрий Скориков и Михаил Гужов, в «Кармен» — ​Цветана Омельчук, Эльмира Караханова, Богдан Волков и Максим Перебейнос. Московским государственным симфоническим оркестром под управлением Павла Когана и «Мастерами хорового пения» Льва Конторовича уверенно руководил талантливый молодой дирижер Тимур Зангиев.


Фото на анонсе: Евгений Евтюхов