Романсы для влюбленных

Александр МАТУСЕВИЧ

30.03.2017

Молодая, но уже знаменитая солистка ГАБТа Динара Алиева во второй раз проводит в Москве персональный музыкальный фестиваль «Opera Art». Место действия — Большой зал Консерватории.

Смотр открылся в начале марта концертным исполнением «Ласточки» Джакомо Пуччини, а 6 апреля продолжится «Трубадуром» Джузеппе Верди. В обеих операх Алиева имела значительный успех на международных сценах, поэтому ей обязательно хотелось показать эти работы в Москве, особенно «Ласточку», которая благодаря ее усилиям оказалась в российской столице впервые, спустя ровно сто лет после мировой премьеры в Монте-Карло. 

Помимо двух крупных произведений в программе значатся три больших оперных гала-концерта. На первом Алиева спела дуэтом с баритоном из Мариинского театра Владиславом Сулимским, чья карьера также развивается по нарастающей — что в родном Петербурге, что в Европе. Второй вечер посвящен выдающемуся педагогу, профессору Светлане Нестеренко. Концерт собрал на одной сцене певцов разных поколений, но всегда, безусловно, интересных столичной публике — Ольгу Гурякову, Екатерину Лёхину, Марину Зятькову, Богдана Волкова, Алексея Неклюдова, Александра Виноградова и, конечно, саму Динару Алиеву. В третьем гала, завершающем фестиваль, ее партнером станет именитый американский тенор Стивен Костелло. Они представят публике сцены и дуэты из хитовых итальянских опер. 

Из программы несколько выбивается концерт камерной музыки, где в исполнении Динары Алиевой и пианистки Любови Венжик прозвучали романсы русских композиторов: Чайковского, Римского-Корсакова, Рахманинова и Глиэра. Подобное мероприятие для певицы — своего рода вызов, заявка на универсальность и особое место на музыкальном олимпе. Настоящий оперный артист немыслим без состоятельности в камерном репертуаре.

Петь русскую вокальную лирику в БЗК — дело ответственное и сложное. Хотя зал акустически благодатный, один из лучших в мире, он все же великоват для интимных излияний романса. Его формат — нечто большое и грандиозное: опера, оратория, симфония. Когда на сцене только певица и рояль, нужно обладать особым магнетизмом, чтобы заполнить циклопическое пространство и одновременно не выйти за жанровые рамки — не уподобить исполнение романсов оперным ариям. Всем памятно, как это делали в БКЗ Зара Долуханова, Ирина Архипова и Елена Образцова. Каждая по-своему, но всегда эталонно с точки зрения стиля и эмоциональной наполненности.

Алиевой удалось протянуть невидимые ниточки к сердцу каждого слушателя и сконцентрировать внимание публики на своем искусстве. А это уже, согласитесь, немало. Яркая красавица, она сумела завладеть аудиторией благодаря естественному артистизму и великолепному голосу. С точки зрения технологии вокала Динара сегодня звучит феноменально, если не совершенно. Фундаментальное, долгое дыхание, позволяющее плести вокальные кружева любой сложности, инструментальная интонация, чистота звука при богатстве тембра, насыщенности обертонами. Точные, яркие, всегда стабильные верхние ноты, с которыми певица обращается столь же свободно, как и с прочими звуками своего внушительного диапазона. При этом компактные низы и воистину золотая середина.

Пение Алиевой не только красиво, но и умно. Это всегда деликатная подача материала, умелое распределение нюансов, выстраивание динамических контрастов, безупречный русский язык и великолепная дикция (что встречается у оперных исполнителей не так уж часто). Ее пение, наполненное глубоким смыслом, вдумчивое, выразительное, при всей красоте вокала напрочь лишено самолюбования. Артистка предстала мастером переключения с одного настроения на другое, что не давало слушателю шанса отвлечься ни на секунду.

Сказать, что все удалось одинаково превосходно, — значит, все же погрешить против истины. Открытая экспрессия Чайковского и Рахманинова Алиевой пока гораздо ближе нежной меланхолии и томительной неги Римского-Корсакова. При этом «Восточный романс» («Пленившись розой, соловей») последнего был близок к совершенству — удивил гибкой пластикой финального вокализа. Драгоценностью вечера стали редко звучащие произведения Глиэра. После исполнения Алиевой остается только пожалеть, что публика лишена возможности слышать эту великолепную музыку чаще.

Успех концерта — в исключительном тандеме Алиевой и Венжик. Между ними явственны неразрывная связь, чуткое взаимопонимание и, как следствие, — гармоничный ансамбль. Игру Венжик можно смело назвать деликатной, но самоценной, безусловно, дающей вокалистке прочную базу, возможность творить свободно.

Сюрпризом русской программы стала ария из «Бразильской бахианы» № 5 Эйтора Вилла-Лобоса. Страстной насыщенностью звучания и невероятной ровностью кантилены Алиева напомнила великую Галину Вишневскую.