Золото Реймса

Александр МАТУСЕВИЧ

09.02.2017

Большой театр представил концертное исполнение редкой оперы Джоаккино Россини «Путешествие в Реймс», приуроченное к 225-летию пезарского гения.

Опера вернулась из небытия всего-то каких-то три десятилетия назад. Сам композитор «Путешествие» не любил, пытался уничтожить, переделывал: сначала в «Дочь воздуха», замысел остался не воплощенным, затем в «Графа Ори». В итоге длительное время опус пылился в театральных архивах, и мировая профессиональная общественность не проявляла к нему ни малейшего интереса, а точнее, даже не подозревала о его существовании. Воскрешением произведение обязано неутомимому Альберто Дзедде и знаменитому фестивалю в Пезаро. Именно там опера прозвучала после долгого забвения в 1984 году. За дирижерский пульт встал маэстро Клаудио Аббадо, а в составе вокалистов блистали Катя Риччарелли, Лео Нуччи и Руджееро Раймонди. 

В России «Путешествие в Реймс» впервые исполнили на рубеже тысячелетий в рамках фестиваля «Звезды белых ночей» — силами Академии молодых певцов Мариинского театра, в концертном варианте. В 2005-м Ален Маратра создал в Мариинке полноценную постановку, где дирижировал нынешний музрук Большого Туган Сохиев. Именно он и стал инициатором концертной премьеры в Москве, которая прошла сначала в Филармонии-2, а затем на Исторической сцене ГАБТа. 

В творческом наследии Россини «Путешествие...» уникально буквально во всем. Написана опера по случаю коронации Карла Х, прославляемого в финале основными персонажами опуса. Каких только эпитетов не удостаивается новый монарх, каких только благ ему не желают и каких только напутствий он не получает. По иронии, правление Карла оказалось одним из самых бесславных в истории Франции и закончилось Июльской революцией 1830-го. Кстати, это одна из причин мытарств оперы и ее забвения: творение было столь политически ангажировано, что после свержения короля исполнять его никто не решался. Спустя почти двести лет мало кто помнит Карла Х и его политику, зато музыку великого Россини все так же ценят. 

Несмотря на нелепейший сюжет, лишенный драматического развития (либретто Луиджи Балокки) да и действия как такового, в Большом сочли возможным решить даже концертную версию с театральным размахом. Режиссер Алексей Франдетти организует изящную инсценировку, в которой принимает участие и дирижер. Его выход с огромным чемоданом, откуда он достает два тома партитуры и дирижерскую палочку, задает тон комическому представлению. Авансцена также уставлена багажом, ведь великосветское общество собралось в путешествие. И если вояж так и не состоялся, то праздник музыки удался на славу.

На шестнадцать больших и малых партий ГАБТ ангажировал разных певцов. Тут и штатные солисты, и приглашенные из Петербурга и Киева, и питомцы Молодежной программы, и международные россиниевские звезды. Разношерстный состав не помешал Тугану Сохиеву добиться гармоничности ансамбля, где неравноценность вокальных данных особо в глаза не бросалась. Что касается взаимодействия с оркестром и хором, то, пожалуй, «Путешествие...» — лучшая работа маэстро из всего до сих пор сделанного в Большом. Легкость, изящество, динамичность, самодостаточность и экспрессия оркестровой игры — все с лихвой передавало витальную энергию музыки. Чудесные инструментальные соло (Галина Эрман — флейта, Елизавета Симоненко — арфа), филигранный аккомпанемент клавесина в речитативах (Лариса Скворцова-Геворгизова), стройное пение хора (хормейстер Валерий Борисов) создавали непередаваемую ауру комического бельканто.

Из вокальных работ хотелось бы выделить мягкую патетику Ольги Кульчинской (Коринна), сочный тембр и непринужденную эквилибристику Марианны Пиццолато (Мелибея), цирковую смелость в покорении экстремальных верхних нот Джона Осборна (Либенскоф).