Правила хорошего дона

Александр МАТУСЕВИЧ

22.12.2016

Воронежский оперный театр вновь заявил о себе — удачной постановкой «Дон Жуана». 

О Воронежском театре оперы и балета не было слышно ровно двадцать лет. С тех пор, как в 1996-м спектакль «Травиата» и исполнители центральных партий (Елена Петриченко — Виолетта и Юрий Лексеев — Альфред) номинировались на «Золотую маску». Никакими важными событиями труппа не радовала, да и мало кто себе представлял, что происходит в этом городе по части оперы. В начале прошлого года доносилась информация о готовящейся премьере раритетного генделевского «Орландо», но обращение к такому эксклюзиву резонансным не стало.

С недавним приходом на пост худрука москвича Андрея Огиевского (из Камерного музыкального театра Бориса Покровского) ситуация имеет шансы измениться к лучшему. Новый лидер полон творческих амбициозных планов. Его профессиональный уровень и репутация — гарантия, что эти намерения не останутся только декларацией. Впрочем, появилось и «отягчающее обстоятельство»: принято решение о реконструкции здания. Как известно, бездомная труппа — тяжелое испытание, способное как похоронить надежды на возрождение активной творческой жизни, так и придать ей новый импульс.

Первый же проект Огиевского весьма щекочет нервы: в Воронеже осмелились взяться за моцартовского «Дон Жуана», оперу, сложнейшую во всех отношениях. В пору, когда театры Европы и России экспериментируют в этой партитуре с аутентичным звучанием и поиском моцартовского стиля вокализации, подступиться к ней, не имея особых традиций венского музицирования, — дело рискованное. Маэстро дерзнул, и, слушая его «Дон Жуана», понимаешь, что это оправданно. Возможно, воронежский оркестр чуть более тяжеловесен, чем хотелось бы, и не всегда филигранен, но в то же время звучит слаженно и внушительно. А дирижерская работа отличается серьезной трактовкой, в которой чувствуются экспрессия, фатализм, контрастность, словом, характер по-настоящему «донжуанский».

Вокальный состав усилен крепкими гастролерами из столицы (Петр Сизов — Дон Оттавио и Владислав Попов — Командор), но и воронежские певцы звучат весьма достойно. Кстати, все они позиционируются как звезды: огромные постеры с портретами участников украшают здание театра. Словно киноидолы — в этом тоже чувствуется новый подход к работе с местным зрителем, отвыкшим от событийности в оперном жанре.

Кирилл Афонин — харизматичный мачо, оправданно претендующий на титульного героя и по голосовым, и по актерским данным. На своем месте Игорь Горностаев — Лепорелло. Артист достиг той степени свободы вокализации, при которой можно не думать уже о нотах, а творить, создавая один из самых запоминающихся образов спектакля. Кстати, за эту роль Горностаев удостоен новой оперной премии «Онегин» в номинации «Мастер сцены». Не испортили обедни и главные дамы: Анастасия Черноволос — Донна Анна и Светлана Дюдина — Эльвира. А дебютантка из Нижнего Дарья Филиппова искренне порадовала чистотой звучания и непринужденностью вокализации в партии Церлины. Хорошее пение демонстрируется не только в ариях, но и в речитативах, они звучат легко и естественно.

Поставить сложнейшую оперу мирового репертуара Огиевский позвал прославленного мастера из коллектива по соседству. Основатель Воронежского камерного театра и худрук Платоновского фестиваля искусств Михаил Бычков не пошел путем эпатажа и радикализма, переделав оперу в драму. Оставив историю севильского повесы в условно старинных временах, он углубил психологические характеристики и попытался расшевелить актерский потенциал певцов. И надо сказать, небезуспешно: три часа исполненной без купюр итальянской оперы проносятся как увлекательное кино, где интересно наблюдать за каждой позой, мизансценой, живо выстроенным диалогом. Не вполне удавшимся можно счесть лишь явление Командора, где не чувствуется ни ужаса, ни тайны.

Оформление Марии Вольской лапидарно и стильно. Два ряда легких арок, преобладание серо-черных тонов с вкраплением кроваво-красного в одеждах героев дают ощущение исторического костюмного спектакля и сообщают действу колористическое напряжение. Видеопроекции Алексея Бычкова, на звуках увертюры презентующие главных действующих лиц, — уместное применение современных средств общения с публикой в консервативном контексте оперного театра.