У старых грехов длинные тени

Евгения КРИВИЦКАЯ

22.09.2016

В Екатеринбурге состоялась российская премьера оперы «Пассажирка» Мечислава Вайнберга.

У этого произведения, как и у всего наследия замечательного отечественного композитора Вайнберга, сложная судьба. Пролежав «в столе» несколько десятилетий, «Пассажирка» впервые прозвучала в концертной версии в Светлановском зале ММДМ в 2006-м, а в 2010-м начала триумфальное шествие по мировым сценам: Брегенц, Варшава, Лондон, Хьюстон, Чикаго, Нью-Йорк. 

Очевидцы, в частности либреттист Александр Медведев, утверждают, что против оперы, восторженно оцененной коллегами в момент создания, в 1968 году развернули идеологическую травлю. Театры знакомились с партитурой, строили планы, а затем отвечали отказом: начальство не рекомендовало ворошить прошлое. Быть может, существовали и иные, чисто человеческие причины: зависть, недоброжелательство, но это уже из области догадок. Так или иначе, но опера, сочиненная по мотивам одноименной повести бывшей заключенной Освенцима Зофьи Посмыш и рассказывающая о страшных страницах Холокоста, не пришлась при жизни маэстро ко двору.

Выбор сюжета характерен для Вайнберга, всегда размышлявшего в творчестве о вопросах нравственного выбора, о светлых и темных сторонах человеческой натуры. 

«Многие мои работы связаны с военной тематикой, — признавался композитор в интервью, данном 28 лет назад. — Увы, она мною не выбрана. Она продиктована моей судьбой, трагической судьбой моих родных. Я считаю своим нравственным долгом писать о войне, о том страшном, что случилось с людьми в нашем веке…»

Сюжет оперы прост: Лиза и ее супруг, дипломат Вальтер, плывут на пароходе в Бразилию. Прошло 15 лет после окончания Второй мировой, казалось, мирная жизнь взяла свое, но вдруг при появлении одной из пассажирок Лизу охватывает страх: ей, бывшей надзирательнице, чудятся знакомые черты лица Марты, заключенной из Освенцима. Неприглядное прошлое может разрушить и семью, и карьеру мужа, требующего рассказать всю правду: «Я собираюсь представлять культуру Германии за границей и реабилитировать имидж страны, а сам женился на убийце». 

Так разматывается нить событий, и через воспоминания главной героини мы переносимся в те страшные годы, погружаемся в мрачную атмосферу лагерного быта. Режиссер и сценограф Тадеуш Штрасбергер придерживается реализма в декорациях: мы видим борт парохода с окошками кают, обставленных внутри мебелью из красного дерева. В эпизодах Освенцима даны узнаваемые приметы лагерной обстановки: трехэтажные нары, кирпичные печи-колонны. Режиссер переплавил свои впечатления от поездки в этот музей смерти, сознательно сгустив краски за счет тусклого освещения. Вместе с героями оперы зритель заключен в кокон безысходности.

Попытаться разобраться в происхождении зла, осознать ответственность каждого из нас за будущее мира — вот о чем этот спектакль. «Я считаю, история «Пассажирки» универсальна, и ее очень важно поведать именно сейчас. Чем дальше мы отодвигаемся от этих лет, тем все больше общество в мире поляризуется, разделяется на хороших и плохих, своих и чужих… Как только люди впускают в сознание мысль о превосходстве над другими, мы вновь рискуем оказаться на пороге Освенцима», — продолжает мысль художник по костюмам Вита Цыкун, изучавшая быт польского лагеря и создавшая как точные одежды военнопленных, так и цивильные костюмы конца 50-х в сценах на пароходе.

«Пассажирка» — камерная опера, несмотря на наличие хора, пятнадцати персонажей, обоймы статистов, изображающих узников Освенцима, пассажиров и команду корабля. Но массовые сцены лишь оттеняют монологи и диалоги четырех ключевых действующих лиц. В этом квартете выделилась Надежда Бабинцева, блистательно воплотившая характер Лизы: ей, безусловно, удались мгновенные переходы от реалий настоящего дня к воспоминаниям о лагерных буднях, перевоплощения из чувствительной светской дамы в садистку, затянутую в эсэсовскую форму. Для пластичного, с выразительными грудными низами голоса Бабинцевой, казалось, не существовало вокальных трудностей, доставивших столько хлопот другим участникам. 

Ее антагонист Марта в интерпретации Натальи Карловой более монохромна и реалистична — в психологическом поединке на сцене она проигрывает своей мучительнице. 

Партнером, подбрасывавшим реплики, оказывается и Вальтер: у Владимира Чеберяка он вышел ханжой, предпочитающим закрыть глаза на кровавый след в биографии жены ради собственной выгоды и благополучия. Дмитрий Стародубов подчеркнул жесткость и непримиримость Тадеуша, не идущего на сговор с мучителями даже ради свидания с Мартой. Одной из сильнейших сцен становится эпизод концерта в концлагере: начальник, любитель скрипичной игры, приказывает найти музыканта. Им оказывается Тадеуш: он вынужден услаждать слух нацистов, но из чувства протеста исполняет не салонный вальсок, а «Чакону» Баха, звучащую как эпитафия по всему благородному и прекрасному, что есть в человеке. Ведь, разумеется, вызов не остается безнаказанным: дерзкого артиста убивают. 

Достойно справился с произведением Вайнберга оркестр, хотя перед дирижером Оливером фон Дохнаньи пока еще стоит задача уловить нужный пульс и выстроить драматургию музыкального повествования так, чтобы отдельные моменты не провисали и не распадались.

Финал истории лишен прямолинейного нравоучения и остается открытым. «Ясно: бывшая надзирательница понимает, что виновата, а бывшая заключенная не прощает, но и не жаждет личной мести за произошедшее. Главное все же в том, что это трагедия всего человечества, и человечество не вправе забывать о ней. С этой точки зрения мы и подходим к постановке, — отметил директор Екатеринбургского театра оперы и балета Андрей Шишкин. — Наша позиция такова: мы хотим быть не просто театром, где выпускают вызывающие музыкальный интерес постановки, а идти впереди мирского понимания жизни, ставить вопросы, над которыми люди должны задуматься». 

В феврале будущего года столичные зрители смогут познакомиться с «Пассажиркой»: запланированы гастроли екатеринбуржцев на сцене Большого театра в рамках недели, посвященной наследию Мечислава Вайнберга.