Мариинка расщедрилась

13.01.2016

Александр МАТУСЕВИЧ

Фото: Валентин Барановский

В результате плодотворного сотрудничества Родиона Щедрина и Мариинки список мировых оперных премьер на сцене прославленного петербургского театра пополнился «Рождественской сказкой».

Для оперы о новогодних чудесах отдали высокотехнологичную сцену Мариинки-2, сшили множество костюмов и задействовали, пусть и в небольших партиях, огромное количество солистов (и штатных, и молодежи из академистов — у спектакля три полноценных состава).

Щедрин вновь обратился к любимому Лескову, положив на музыку его пересказ известного европейского сюжета о капризной самодурной властительнице, злой мачехе и достойной воспитаннице, сторицей вознагражденной справедливыми месяцами-волшебниками. 

Волею автора (Щедрин написал не только музыку, но и либретто) и постановщика (режиссер Алексей Степанюк) история перекочевала в Россию — частично сказочную и иносказательную, частично современную: в пропеваемых текстах немало примет нашего времени, откровенно сленговых выражений и недвусмысленных намеков на текущие реалии, в том числе и политические, изрядно веселящих публику (текст по-русски и по-английски идет бегущей строкой).

Фото: Валентин Барановский

Однако известный сюжет новогодних утренников (знакомый нам в основном по версии Маршака) и квазиполитическая актуализация — лишь ширма для создания произведения глубокого и увлекательного, затрагивающего вечные темы. 

Музыка Щедрина — и узнаваемая, и новая одновременно: фольклорные мотивы, остренькие диссонансы в стиле балаганного театра, эстрадно-киношные ритмы и обрывки мелодий для характеристик нелицеприятных персонажей (прежде всего Мачехи и ее дочки Злыдни), с одной стороны, с другой — неизбывная лирика яркого мелодизма у положительных героев (у падчерицы Замарашки). Вроде это тот же оперный Щедрин, каким мы его знаем по «Мертвым душам» и «Боярыне Морозовой», «Очарованному страннику» и «Левше», с его колючими созвучиями в стиле фолк и парадоксальным использованием необычных инструментов (маримба, коровьи колокольцы, челеста и синтезатор), подробными речитативами и заостренным гротеском, доходящим до издевательского сарказма. Но в этом опусе царит доброе начало, изначальная заданность позитивного финала. Для такого решения маэстро находит краски света, нежности, не трескучей торжественности.

Фото: Валентин Барановский

Принцип кинематографичности, столь важный для композитора, легко реализуем на новой площадке театра. Сценограф Александр Орлов мастерски использует темные планшеты различной конфигурации, благодаря чему звездное ночное небо с яркой луной, тотально господствующее в спектакле, в мгновение расстилается то над заснеженным лесом, то над жилищем Мачехи, то над царскими чертогами. Чародеи-месяцы, собираясь впервые вокруг ритуального костра (гигантским алым пламенем он низвергается с колосников), сначала являются исполинскими великанами — одинаковыми и пугающими, но потом художник дает каждому индивидуальный образ, подчеркивая оригинальными костюмами радость весенне-летних братьев (и сестер — у Щедрина задействованы и женские голоса) и угрюмость осенне-зимних. Помешанная на живых цветах Царица (без них она никак не согласна встречать следующий год) облекает свой двор в фиалковый пурпур — камзолы, ливреи, ленты через плечо (художник по костюмам Ирина Чередникова). Волшебные сцены (явления месяцев, сон Замарашки в ночном зимнем лесу) блестяще решены за счет продуманной и тонкой работы света (Александр Сиваев), создающей иллюзию эфемерности и невесомости.

Петь щедринские опусы, конечно, непросто — нужны привычка и сноровка. Лучше всего это удается зрелым мастерам труппы — Злате Булычевой (Царица), Анне Кикнадзе (Мачеха), Ларисе Юдиной (Злыдня). Молодежи, при всей выученности и красоте голосов, порой банально не хватает выдержки и умения грамотно озвучить гигантский зал новой сцены, акустика которого благоприятна, но не идеальна. Частенько мелодичные полутона, попытки тонкой нюансировки и игры с тембровыми переливами оказывались попросту съеденными циклопической дистанцией между сценой и публикой, при том, что оркестр под управлением маэстро Владислава Карклина упрекнуть в невнимании к солистам никак нельзя.


Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть