Затерянные в профессии

20.01.2012

Светлана ХОХРЯКОВА

Состоялся XI Фестиваль студенческих фильмов Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения «Питеркит».

Жюри «Питеркита», возглавляемое документалистом Виктором Косаковским, шумело допоздна, а потом все равно сомневалось в правильности выбора. Председатель всю ночь не спал, принимал валидол. Студентам его решение не очень понравилось. Кто-то даже дерзнул высказать претензии в лицо Косаковскому. Но и мастера многое шокировало. Например, то, что студенты не приходят на показы собственных фильмов. На церемонии закрытия прозвучали слова о том, что университет надо закрыть. Зал замер. Закрыть — потому что студенты должны удивлять свежими идеями, а таковых было мало.

Хотя начинался фестиваль радужно. Косаковский заявил, что увидел очень высокого качества работы, каких не видел в европейских киношколах, все они уровня «Быть или не быть?» А это почти революция в кино. Но поразившие картины мастерской Сергея Овчарова в программу не вошли. Он лично отбирал фильмы в конкурсную программу и был предельно строг именно к своим ученикам.

Всего на фестивале показали около 160 картин, а изначально их было больше трехсот. Порадовали они не сильно. Бывали куда более яркие годы. Зато безоговорочным и быстрым стало присуждение Гран-при картине «Затерянные в России» Анатолия Беляевскова, которая оказалась, по мнению жюри, на голову выше остальных. Ее автор — даже не студент, он окончил краткосрочные курсы повышения квалификации для тех, кто уже имеет высшее образование. Овчаров говорит, что раньше его ученик камеры в руках не держал. Анатолий Беляевсков приехал из Волгоградской области, где в одной из станиц работал школьным учителем истории. «Затерянные в России» – фильм о родных станичниках и одноклассниках, которые живут на экране своей обычной жизнью, не замечая камеры. Отснятый материал был адаптирован, доведен до анекдота, отдельные новеллы подогнаны под расхожие иностранные словечки, несовместимые с деревенским бытом.

Лет десять назад в адрес одного из пленумов правления Союза кинематографистов поступило обращение Западносибирского отделения СК. Там говорилось, что Василий Шукшин, живи он сегодня, во ВГИК не поступил бы. Не нашел бы денег на билет до Москвы, а если бы и добрался до столицы, то вряд ли продержался даже то недолгое время, пока сдаются вступительные экзамены. А уж о фантастической сумме, необходимой для оплаты учебы, нечего и говорить. Сегодня иногородним студентам СПбГУКиТ тоже живется трудно. Многие из них приехали из самых дальних мест, не имея никакой поддержки. Прежде чем поступить, укоренялись в Петербурге, выполняя тяжелую, черновую работу, жили и живут впроголодь. Анатолий Беляевсков – практически молодой Шукшин, если иметь в виду биографию, интерес к своим односельчанам и отношение к избранному делу. Сможет ли он серьезно приблизиться к фигуре такого масштаба – зависит не только от таланта, но и от многих других обстоятельств. В том числе и от возможности получить серьезное образование. В течение многих лет бьются руководители творческих вузов за право второго бесплатного обучения для одаренных студентов, но ничего не меняется.

Многие проблемы неискоренимы. Как всегда плохи дела с техническим обеспечением, камерами. Так что студентов впору  не ругать, а хвалить за стойкость. Главная беда — куда деваются талантливые выпускники, имен которых мы, как правило, больше не слышим. Был красой и гордостью института, а потом исчез. На государственном уровне проблема эта годами не решается.

Сергей Овчаров: Учить надо чистого человека

Обозреватель газеты «Культура» побеседовала с генеральным директором «Питеркита» и заведующим кафедрой режиссуры СПбГУКиТ Сергеем Овчаровым.

культура: Не каждому дано быть преподавателем, талант и опыт ничего не решают. На что же опираться?

Овчаров: Меня в трех школах учили водить машину, всюду только ругали, кричали, что все делаю не так, при этом не говорили, как надо. Тогда я понял: так учить нельзя. Надо открывать секреты. Когда я учился профессии, серьезные мастера не были очень щедры. Я в принципе самоучка. Понимаю, что надо ребятам просто отдавать, вот я и делюсь с ними тайнами, говорю об опасностях, которые подстерегают. Кто-то изначально воспринимает своих учеников, как конкурентов. А для меня они несчастные люди, которые могут набить шишки там, где их не надо набивать. Приходит студент в киношколу, и чем более он дикий, чем меньшее отношение имеет к кино, чем меньше видел фильмов, тем интереснее получается его собственная работа. Учить надо чистого человека, со свежим взглядом, с широко открытыми глазами.

культура: На Московском фестивале документального кино «Артдокфест» победила ученица Марины Разбежкиной, не прочитавшая ни одной книги.

Овчаров: Но так она долго не протянет. Может стать режиссером одного-двух фильмов. Когда появится не просто своя тема, а художественная сверхзадача, тут уж без книжек не обойтись. Режиссер — это человек, который смотрит на жизнь, как Бог смотрит на Землю. Можно снимать фильмы, но творцом не стать. Творец должен осенять так, чтобы человек, сидящий в зале, засветился. Фильм — одноразовый продукт, посмотрел и забыл. А искусство — это воздух, которым дышишь.

культура: Что Вам больше всего мешает в той системе образования, которая существует? В какие рамки Вы загнаны?

Овчаров: Я действительно загнан, потому что есть нормативы, которые спускаются сверху и разрабатываются людьми, не всегда понимающими, в чем приоритет творческого воспитания. Сокращены творческие дисциплины, им в ущерб раздуты второстепенные. Я учился на Высших режиссерских курсах в 70-е годы. У нас царила абсолютная художественная свобода. У всех было высшее образование, и мы занимались только искусством. А мои ребята измучены не всегда нужными предметами. У нас есть продюсерские факультеты, студенты там страдают. Они живут отдельно, оторвано от кинематографистов, не варятся с творцами в одном котле. Сергей Герасимов не зря набирал актерско-режиссерские мастерские. Я много лет пытался и у нас наладить такие курсы, но не получилось. Но я заставляю будущих режиссеров играть. Вспомните, каким актером был Шукшин. В кино не должно быть разделения по профессиям. Сегодня ты актер, а завтра стал режиссером, потом написал сценарий. Мы сейчас ввели поточное преподавание драматургии всем курсам — звукорежиссерам, режиссерам, операторам. Важно, чтобы каждый из них попробовал написать сценарий, а не просто теорию драмы изучал. По крайней мере, будут понимать, плохой сценарий или хороший перед ними.

культура: На этот раз Вы лично отбирали студенческие работы для фестиваля. По какому принципу?

Овчаров: Сначала хотел показать только лучшее. Но нужна же панорама. Скажем, оператор или звукорежиссер представляют свой фильм, а он по режиссуре слабый. Если кто-то усовершенствует свой фильм, то он сможет в будущем вновь попасть на наш фестиваль. «Нас не взяли, не показали, жюри не отметило» — надо оставить такие разговоры и не становиться трагической фигурой. В университете возможностей больше, чем фильтров. Нам надо тянуться к уровню Высших курсов сценаристов и режиссеров, и особенно ВГИКа.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть