ВГИК озаботился будущим кинорежиссуры

16.11.2012

Андрей ЩИГОЛЕВ

Накануне 90-летия режиссерского факультета ВГИКа в НИИ киноискусства состоялась научная конференция, посвященная проблемам профессионального образования.

В советские времена ВГИК являлся практически монополистом в сфере кинообразования, но в последние годы ситуация резко изменилась — режиссерские курсы и факультеты возникли повсюду. А многие из тех, кто успешно работает в профессии, вообще не обучались этому ремеслу. Возникает вопрос: чему и как учить режиссеров во ВГИКе? И не пришло ли время изменить систему подготовки, которая прекрасно работала на протяжении многих десятилетий?

Заведующий кафедрой режиссуры игрового фильма Владимир Хотиненко считает, что проблемы профобразования связаны с общими трудностями индустрии. Главная из которых — потеря контакта с аудиторией. Те, кто кино снимает, и те, кто его смотрит, говорят на разных языках. Спасти положение может единовременный запуск большого количества полнометражных дебютов. Почувствуйте разницу: во Франции каждый год в кино приходят 80-90 новичков. Минкультуры поддержит в следующем году всего лишь семь дебютантов. Чтобы хоть как-то способствовать трудоустройству выпускников, ВГИК начинает программу, по которой лучшие студенты получат возможность снять полнометражные картины.

Это только на первый взгляд кажется авантюрой. В свое время Петр Буслов защитил диплом «Бумером», а Герман-младший — «Последним поездом». Другое дело, что картины молодых необходимо донести до аудитории. А это упирается в проблемы проката.

Если Владимир Хотиненко видит спасение во вливании «свежей крови», то Вадим Абдрашитов, напротив, сетует на тотальную инфантилизацию студентов и общее падение культурного уровня. По его словам, абитуриенты, поступающие на режиссерский факультет, «не отличают Наташу Ростову от Катюши Масловой». Значительную часть времени приходится тратить на ликбез. Проблему можно было бы решить, позволив бесплатно учиться режиссуре не только вчерашним школьникам, но и людям, уже имеющим высшее образование. Но здесь институт бессилен — необходимо вносить поправки в законодательство.

Несколько иначе проблемы образования в сфере культуры видит руководитель канала «Культура», завкафедрой телевидения Сергей Шумаков. Дело не столько в инфантилизации студентов, но в том, что общество расколото на части. Одни по-прежнему в СССР, а другие никак не связывают свою жизнь с советским прошлым.

Большинство тех, кто сегодня учится на режиссерском факультете, родились после 1991 года в совершенно другой стране. Это не просто разные поколения, но — два разных общества. Систему образования, сформированную еще в советские времена, едва ли можно изменить. Задача педагогов — восстановить связь времен и преемственность поколений.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть