Василиса Кожина против Джеймса Бонда

22.09.2012

17 сентября в загородной резиденции премьер-министра «Горки-9» состоялось четвертое заседание Правительственного совета по развитию отечественной кинематографии. Оно впервые прошло под председательством Дмитрия Медведева.

(фото: ИТАР-ТАСС)Премьер начал заседание Совета со статистики. По данным 2011 года, российское кино занимает четвертое место в Европе и девятое в мире по сборам. Однако при общем росте кассовых показателей доля наших картин составила лишь 16 процентов, тогда как пять лет назад она доходила до 28. Кризис налицо.

Понятно, что Совет едва ли в состоянии улучшить качество российских фильмов, зато вполне может создать благоприятные условия для производителей и прокатчиков отечественных картин.

В качестве мер борьбы за национальную кинематографию Министерство культуры решило всерьез взяться за кинотеатры. Совсем недавно Госдума приняла в первом чтении законопроект о штрафных санкциях к кинозалам, которые скрывают информацию о количестве проданных билетов. Владимир Мединский предложил лишить кинотеатры налоговых льгот (как известно, сегодня они освобождены от уплаты НДС) при показе иностранных картин. Или ввести систему квотирования, то есть законодательно определить процент российских картин в репертуаре.

«Так что вы предлагаете: квотирование или налогообложение?» — поинтересовался премьер. На секунду задумавшись, министр ответил: «Квотирование». Кинематографисты нервно поморщились.

Введение квот — один из «проклятых» вопросов киноиндустрии. Сторонники идеи кивают в сторону опыта процветающих кинематографий Кореи и Китая. Противники, среди которых, кстати говоря, ведущие продюсеры страны — то есть люди, как будто бы заинтересованные в квотах, утверждают, что эта мера станет серьезным ударом по кинопрокату. Люди просто станут реже ходить в кино.

Предложение по отмене льгот выглядит не так одиозно, но тоже вызывает вопросы. Очевидно, что бремя налога ляжет на потребителя, предпочитающего Джеймса Бонда условной «Василисе Кожиной». Исполнительный директор Фонда кино Сергей Толстиков предложил использовать не кнут, а пряник. По его оценке, «русскую долю» в прокате можно увеличить на два процента, если Фонду позволят оплатить половину стоимости каждого билета. Тогда зритель, посчитав деньги в кошельке, пойдет на «Василису», а Бонда скачает на торрентах. Которые, правда, по всей видимости, скоро прикроют. Председатель Ассоциации теле- и кинопродюсеров Сергей Сельянов считает, что в статье 1253 части 4 Гражданского кодекса следует прописать пункт об ответственности за размещение нелицензионного контента не только провайдера, но и посредника. То есть сайтов, где хранятся ссылки на пиратскую продукцию и рядовых пользователей торрент-клиентов, участвующих в раздаче.

Самое, пожалуй, любопытное предложение министра культуры было связано с изменением существующей системы тендеров. Об этом Владимир Мединский рассказал «Культуре».

— Сегодня Министерство культуры поддерживает около 500 документальных картин в год. К сожалению, до экрана эти фильмы не доходят. В следующем году при подаче заявки на государственное финансирование нужно будет иметь договоренность с телеканалом об обязательной демонстрации фильма на ТВ. Это повысит требование к качеству, а у документалистов появится гарантия того, что картину увидят миллионы.

Звучит интересно — только пока не понятно, как этот проект будет реализован. Многовато подводных камней. Если телевидение станет наравне с Минкультом заказчиком документальных лент, что случится с пресловутым телевизионным форматом (говорящая голова, закадровый текст, хроникальные вставки), в который не вписываются самые яркие фильмы? Не исключено, что в очередь за госфинансированием встанут не режиссеры документального кино, а документалисты центральных каналов.

Еще более существенные изменения могут коснуться самого принципа отбора картин для госфинансирования.

— По сложившимся в последние 10-12 лет правилам, — говорит Мединский, — на конкурс подаются уже готовые идеи. Сценарии читаются экспертами, затем проводится тайное голосование, и по результатам принимается решение. Хотим эту систему, начиная со следующего года, частично модернизировать. Скажем, мы хотим получить сценарий на тему войны 1812 года. Проводим конкурс, определяем сценарий-победитель, который оплачиваем и права на который, естественно, переходят министерству. А затем предлагаем его на реализацию продюсерам.

Несмотря на жесткую критику со стороны Сельянова, усомнившегося в возможностях Минкульта, идея министра кажется интересной. В то самое время, когда сам Сельянов выступает инициатором создания мастерских, где преподавали бы американские мастера экранного слова, Владимир Мединский на базе Департамента кинематографии пытается, по сути, воссоздать Госкино, возложив на НИИ киноискусства редакторские функции. Сценарная проблема — головная боль российского кинопроизводства — корнями уходит в отсутствие института редактуры, роль которой в свое время взяли на себя продюсеры. Поэтому идея привлечения к созданию сценария профессионального сообщества, возможно, имеет смысл. Другое дело, что таким образом Министерство культуры — и Сельянов высказал вполне разумные опасения на этот счет — берется оформить госзаказ, не слишком представляя ликвидность готового продукта. 40 картин в год на национально-патриотическую тематику — это, право, перебор.

Зато одна из насущных проблем отечественного кинематографа, похоже, разрешилась. Вероятнее всего, Дмитрий Медведев поддержит-таки решение Общественного совета «Ленфильма» и директором студии будет назначен Эдуард Пичугин, председателем совета директоров станет Федор Бондарчук, а в Общественный совет войдут «генералы» «Ленфильма» и представители Минкульта. С таким финалом ленфильмовского сериала не согласен Александр Сокуров, но он в меньшинстве.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть