«Мы уже не можем сказать, что любим читать, моим друзьям нет дела до того, чем прославился Махатма Ганди в прошлом столетии, гораздо интереснее узнать, что носит Леди Гага…» Популярный ролик на YouTube, закадровый текст которого мы процитировали, призван доказать: обычная печатная книга человека, живущего в эпоху мультимедиа, больше не устраивает... Или все-таки хоронить книгу рано?
В последнее время цифровая литература стала притчей во языцех всех профессиональных собраний. Будь то международная ярмарка во Франкфурте-на-Майне или летучка камерного издательства в родных пенатах, — вопрос, спасет ли «цифра» бумажную книгу или же окончательно отобьет охоту к серьезной литературе у самой читающей нации в мире, прозвучит — и останется без ответа.
Речь идет не столько о привычных текстовых книгах для букридеров: чтением в метро детективов и любовных романов на экране массово-доступного гаджета никого не удивишь. Будущее, а также надежды и терзания, — за мультимедийной книгой, в которой авторский текст будет сопровождаться музыкой, анимацией, играми, а в местах, требующих особой вдумчивости — еще и шумом дождя.
Приучать к «чтению играючи» уже начали. На отечественном рынке появились «буклы»: интерактивные сказки «КуРяба», «Теремок» и «Чудорепка» предназначены для самых юных владельцев iPhone, iPod Touch и iPad. Детскую классику можно употреблять в пяти режимах: «слушаю и смотрю», «слушаю и листаю», «читаю сам» и, конечно, «играю».
КуРяба гоняет цветные яйца с хозяйским котом, дед и бабка ловят какие-то горшки с медом, а теремок складывается в паззл и накладывается на чертеж.
Пополнить библиотеку мультимедийной детской книги обещает, в частности, издательство «Эгмонт Россия», уже сейчас выпускающее интерактивный журнал «Маша и Медведь» (в ближайшее время обещаны 30 электронных раскрасок на классические сюжеты).
Но если детские книги-игрушки — формат, в общем-то, вполне оправданный, то стоит ли что-то придумывать, скажем, если речь идет о Данте, Шекспире или Пушкине?
Как «оживить» классику, задумались в Московском государственном университете печати. Проект был подготовлен профессором МГУП Василием Валериусом и студентами его творческих мастерских. Интерактивные эскизы к шести произведениям — «Пикнику на обочине» Стругацких, «Призраку оперы» Гастона Леру, «Марсианским хроникам» Рэя Брэдбери, «Планете людей» Антуана де Сент-Экзюпери и «Божественной комедии» Данте Алигьери — продемонстрировали методику создания электронной книги как «симбиоза различных видов искусства». «Создатель электронного произведения сродни композитору, который превращает стихи в романс», — рассказывает профессор Валериус. — И это не кино, потому что стержнем остаются текст и человек, его читающий».
Впрочем, разобраться, что тут «кино», а что сотворчество — довольно сложно. Единого мнения нет ни у издателей, ни у писателей, не говоря уж о нас — читателях.
Так, например, по словам генерального директора издательства «Эгмонт Россия» Льва Елина, «для того, чтобы сегодня читали, дополнительная игровая составляющая совершенно необходима».
«Родители, которые в среднем тратят на чтение девять минут в день, вряд ли будут покупать серьезные книги ребенку, — утверждает он. — Конечно, цифровую книгу можно и не покупать: только тогда дети сразу начнут с какой-нибудь аркады «Angry Birds» и будут «мочить свиней» в компьютере. Лучше, чтобы их игры были хоть как-то связаны с книгой».
Впрочем, экспериментировать с «цифрой» сегодня готовы не многие. По мнению директора редакции «Эксмо» Евгения Капьева, для большинства издательств выпуск мультимедийных книг — это разовый имиджевый проект, а не прибыльное направление.
«Превратить электронную книгу в мультимедийный коллаж нелегко, — говорит он, — это требует финансовых и технологических затрат, которые не оправдываются. В среднем хитовая мультимедийная книга продается максимум тысяч по тридцать экземпляров в месяц, ее розничная цена не превышает десяти долларов. А у бумажных книг и тиражи больше, и цены значительно серьезнее. Так что мультимедийные книги — наверное, это будущее, но мы не так близко к нему подошли».
Остается только порадоваться, что отечественный рынок не спешит подхватывать этот тренд. Что ни говори, но лежать с книгой на диване, листать страницы, находить в них памятные сердцу закладки, возвращаться к прочитанным строчкам, чтобы пережить, прочувствовать написанное во второй, третий и десятый раз, — отнюдь не то же самое, что скользить пальцами по бездушному экрану.