Пятый пункт не помешал

19.10.2012

Андрей ЩИГОЛЕВ

19 октября в Москве открывается Международный кинофестиваль «2-in-1».

Октябрь для московских киноманов выдался жарким. Во-первых, до российского проката добрались почти все главные фильмы последнего каннского конкурса. В прокат вышла «Корпорация «Святые моторы» Каракса, через неделю ждем «Любовь» Ханеке и «За холмами» Мунджу. А благодаря фестивалю «2morrow» и стараниям его нового программного директора Сильвана Озу, совсем недавно в Москве показали авторскую подборку Венецианского кинофестиваля. Премьерой «Охоты» Томаса Винтерберга, еще одного каннского лауреата, в столице открывается Международный кинофестиваль «2-in-1».

С того момента, когда три года назад «2-in-1» отпочковался от «2morrow», фестивали, как бы это ни раздражало организаторов, обречены на постоянные сравнения. Сначала казалось, что «2morrow» уготовано медленное умирание на фоне благополучно здравствующего конкурента. Программный директор Антон Мазуров делал ставку на совсем уж маргинальные картины. Фестиваль ютился в «Пионере», крошечные залы которого едва заполнялись наполовину. Тогда как буржуазный «2-in-1» взял курс на качественный фестивальный мейнстрим. Но последний «2morrow» показал, что хоронить фестиваль поспешили.

Если Сильван Озу, по понятным причинам, черпал вдохновение в венецианских программах, то география «2-in-1» гораздо более разнообразна. Понятно, что открытий от фестиваля ждать не приходится — не тот уровень. Зато конкурс каждый год радует ровной и смотрибельной подборкой «спящих» фестивальных хитов, заимствованных Алексеем Медведевым из программ Локарно, Карловых Вар или параллельных программ Канна или Берлина. Таких, например, как прошлогодний «Бычара», попавший впоследствии в оскаровскую номинацию, немецкий «Когда-то река была человеком» или «Play», награжденный главным призом.

Обойтись без российских картин в конкурсе для фестиваля — признак дурного тона и плохой работы дирекции. В прошлом году от России участвовала российско-португальская «Америка» с Чулпан Хаматовой, на фоне довольно приличного конкурса выглядевшая откровенно слабым звеном. В этом честь отечественного кино будет отстаивать победитель последнего «Кинотавра» — «Я буду рядом» Павла Руминова. Выбор довольно странный, учитывая, что фильм уже неоднократно был у нас показан.

Впрочем, если уж говорить о регламенте, то в программу не следовало бы включать и картину Андреаса Дрезена «Остановка на перегоне», победителя прошлогоднего каннского «Особого взгляда». Премьера состоялась в мае 2011-го, что противоречит пятому пункту, гласящему, что в конкурсной программе участвуют только фильмы, законченные после декабря 2011 года. Хотя здесь как раз все понятно: именитый немец обещал приехать в Москву, а это хороший повод не быть формалистами. Тем более что «Остановка на перегоне» обещает стать одним из хитов фестиваля. Тема, прямо скажем, суровая — последние месяцы жизни умирающего от рака мозга. По-немецки дотошное и бесстрастное наблюдение за тем, как болезнь постепенно берет верх над человеком. Хотя, даже примерно представляя кинематографические пристрастия председателя жюри Бахтияра Худойназарова, можно предположить, что картина Дрезена едва ли будет претендентом на призы.

Помимо Дрезена, организаторы анонсировали визит Леоса Каракса, который 20 октября даст в Москве мастер-класс. Его последний фильм «Корпорация «Святые моторы» вышла в прокат 18 октября.

А в конкурсе, между тем, недобор: вместо заявленных в том же регламенте десяти картин организаторам удалось найти только девять. Возможно, виной тому раздухарившийся «2morrow», переманивший перспективных конкурсантов. Или активность российских прокатчиков, запрограммировавших выход главных фестивальных хитов аккурат к октябрю.

«2-in-1» есть что предложить зрителю помимо конкурса. Прежде всего, короткометражные работы молодых украинских режиссеров, которых после успехов на международных кинофестивалях уже успели обозвать «украинскими злыми». Настоящим хитом могла бы стать ретроспектива выдающегося британского режиссера Кена Расселла, приуроченная к годовщине его смерти. Увы, в ретроспективе всего четыре картины, самые пожалуй, знаковые, но и самые известные — «Томми», «Малер», «Любители музыки» и «Листомания». Если последние два шедевра кто-то еще не видел — «2-in-1» предоставит прекрасный шанс восполнить пробел и получить настоящее удовольствие от бесподобных постмодернистских фантазий на тему академической музыки. В этом жанре конкурировать с Кеном Расселлом пытается разве что Баз Лурман. Но рядом с мощным британцем он — так, австралийский мальчик.


Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть