«От Цветаева до Фостера»

03.02.2012

Елена ТИТАРЕНКО

Среди важнейших событий нынешнего года — юбилей ГМИИ им. А.С. Пушкина. Прошло сто лет с тех пор, как на Волхонке открылся Музей изящных искусств имени императора Александра III — до сих пор единственное в Москве собрание, посвященное истории мирового искусства.

(фото: РИА "Новости")Интересно, что мечта об аналоге Императорского Эрмитажа — но при этом общедоступном — возникла еще в конце XVIII века, в эпоху Просвещения. А среди тех, кто инициировал его создание, были зодчий Василий Баженов и княгиня Зинаида Волконская.

Свой сотый день рождения ГМИИ отпразднует 31 мая, но до того момента покажет немало выставок, выпустит интереснейшие книги. Наша газета планирует на протяжении юбилейного года рассказывать о разных аспектах деятельности музея: не только о выставках, но также о его истории, шедеврах коллекции, насчитывающей 670 тысяч единиц хранения, и конечно, о работающих здесь людях. Сегодня мы беседуем с заместителем директора ГМИИ, действительным членом Российской академии художеств, доктором искусствоведения Андреем ТОЛСТЫМ.

культура: Минувший год оказался щедр на отличные проекты, уже вписанные в юбилейную программу.

Толстой: Да, прошлый год для нас был очень успешным, посещаемость достигла 1 миллиона 200 тысяч зрителей. Самый яркий проект предъюбилейной программы — выставка Караваджо, которая пока работает. Правда, больше всего публики собрали Диор и Дали. Была еще блистательная выставка «Кандинский и «Синий всадник» из мюнхенского Ленбаххауса, вставшего на ремонт. А наш собственный проект «Парижская школа» мы готовили еще к году «Россия — Франция», но тогда дорогу перешел Пикассо, прибывший из музея в Париже. Теперь у нас открылась — первой в этом году — «Книга художника. Испанская коллекция», она не вместилась в календарные границы перекрестного года России и Испании. Это замечательные вещи шести авторов, включая Пикассо, Дали, Миро, а также живого классика Антони Тапиеса, из двух московских частных коллекций.

культура: А что готовит ГМИИ к основным торжествам?

Толстой: Главная выставка — «Воображаемый музей» — включит шедевры из 50 ведущих музеев Европы. Увы, привезти вещи из США мешает конфликт вокруг «библиотеки Шнеерсона». Нам пришлют великолепные работы, например, картину Веласкеса «Конный портрет инфанта Балтазара Карлоса» из Прадо или «Арфу из Ура» из Британского музея. Интересно, что мы развесим их не отдельно, а внутри основной экспозиции, конечно, дав на них акцент.

Массу малоизвестных фактов сообщит выставка «Сто лет Музея на Волхонке», посвященная истории создания и жизни музея на протяжении века. Белый зал будет разделен на восемь компартиментов, к витринам добавятся мониторы, а на них — лица людей, стоявших у истоков ГМИИ, их биографии, письма, а также хроника «Декабрьских вечеров». Здесь же разместятся вещи из коллекций, поступивших в музей первыми, как собрания Щекина, Голенищева, дар великой княгини Елизаветы Федоровны. Вдоль Колоннады мы покажем различные аспекты деятельности музея: выставки, книги, результаты раскопок и научной реставрации, работу с детьми. Над лестницей повесим огромный экран, куда будут проецироваться фрагменты хроники, документов и т.д. Один из залов будет посвящен Государственному музею нового западного искусства (ГМНЗИ), закрытому в 1948 году (ГМИИ хранит половину его коллекции европейского искусства XIX—XX века, а Ирина Антонова выступает за возвращение в Москву другой половины, отданной Эрмитажу. — «Культура»). Покажем и макет реконструкции музея по проекту лорда Нормана Фостера, а также выставку «Дети рисуют музей будущего».

культура: Лорд Фостер занят созданием музейного городка. За полвека главное здание ГМИИ окружил целый ряд переданных ему зданий: дом Верстовского, где находится отдел графики, церковь Антипия на Колымажном дворе, флигели бывшей усадьбы Голицыных, усадьба Вяземских-Долгоруковых... Но ведь рядом — особняк Сергея Щукина, знаменитого собирателя, чья коллекция Матисса и Пикассо тоже теперь в ГМИИ и Эрмитаже. Есть ли надежда присоединить его к музейным владениям?

Толстой: Когда-то, в 1990-е годы, это было возможно, ГМИИ даже предлагали этот дом. Но тогда катастрофически не хватало денег на его освоение, а теперь особняк Щукина попал на территорию Минобороны и значится как военный объект. Тем не менее приращение ансамбля ГМИИ шло с 1962 года неуклонно, и сейчас это целый квартал, куда входит и доходный дом эпохи модерна в Малом Знаменском переулке. Мы многое там хотим сделать, прежде всего — открытую библиотеку, подобную той, что в Центре Помпиду. Вторая очередь Музея личных коллекций появится рядом с нынешним МЛК. В 2013 году нам передадут здание Института философии РАН — главный дом голицынской усадьбы. В долгоруковском особняке — бывший музей Маркса и Энгельса теперь тоже в структуре ГМИИ — будет Галерея старых мастеров. По замыслу Фостера, ее соединят подземным ходом с главным зданием, да и смысл проекта, прежде всего, в том, чтобы связать все строения в единый комплекс. Еще Иван Цветаев мечтал о «музейском городке», но нынешний размах ГМИИ сильно превзошел его надежды. Лорд Фостер построит и три новых здания. Пока идет обсуждение, каким будет облик Выставочного центра, который вырастет на месте бензоколонки на Волхонке. Но само это сооружение — памятник советского ар-деко — мы непременно сохраним.

культура: Когда планируется завершить реконструкцию? Совпадет ли это с юбилеем?

Толстой: Нет, этот проект очень амбициозный, и его завершение — оно предполагалось в 2015 году — откладывается до 2018-го. Средства выделены, что в декабре подтвердил премьер-министр во время визита в ГМИИ. Постановление о реконструкции дважды корректировалось, как и сумма — весьма серьезная. Надеемся, что проект будет успешно доведен до конца.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть