От Сюдова до Сюдова

02.11.2012

Ирина ЮРАСОВСКАЯ

30 октября актовый зал ВГИКа своим присутствием почтила легенда мирового кино — Макс фон Сюдов. Актер приехал в Москву в качестве гостя кинофестиваля «Андрей Кончаловский. Взгляд в прошлое», приуроченного к 75-летию режиссера.

По замыслу Кончаловского, каждую его картину должны представлять актеры, работавшие с ним на одной площадке: Дэнни Трэхо, Олег Табаков, Никита Михалков, Евгений Миронов, Александр Домогаров, Джеймс Белуши. Макс фон Сюдов снимался у Кончаловского в не самой известной ленте «Дуэт для солиста», но в представлении вряд ли нуждается.

Макса Карла Адольфа фон Сюдова в лицо узнает каждый, кто видел хотя бы один фильм Бергмана. Одних только работ в «Седьмой печати», «Стыде», «Девичьем источнике» хватило бы для того, чтобы это имя вызывало пиетет. На его счету — роли в лучших картинах Яна Труэля и Билле Аугуста. А начиная с образа Христа в картине «Величайшая из когда-либо рассказанных историй», фон Сюдов активно снимается в Голливуде. Всего на счету 83-летнего актера — полторы сотни ролей, первая из которых датируется аж 1949 годом. Последний на данный момент фильм Сюдова — «Москва 2017» Джейми Брэдшоу и Александра Дулерайна — недавно выходил в российский прокат.

Актовому залу на пятом этаже ВГИКа к легендам не привыкать. Бывая в Москве, здесь дает мастер-классы Анджей Вайда, сюда захаживает Кустурица, и чуть ли не по два раза в год читает лекции пан Кшиштоф Занусси. Во ВГИКе бывали Такеши Китано, Клод Лелуш, Кристофер Дойл и, разумеется, почти все отечественные мэтры. Однако пресыщенную вгиковскую публику фон Сюдов сумел удивить хотя бы тем, что традиционному формату мастер-класса предпочел лекцию на тему актерского мастерства.

Вот несколько правил: актер всегда должен знать сценарий от корки до корки — так, будто сам его сочинил. Физическая красота значения не имеет — гораздо важнее излучать энергию и жизненную силу. Самое главное — найти баланс собственных чувств, вдохновения и требований режиссера. Хотя в процессе работы актер постоянно думает о своем герое, он всегда должен оставаться самим собой. А успешная роль в представлении фон Сюдова — это гибкое взаимодействие между волей и интеллектом. Так, Бергман никогда не давал актерам подробных инструкций. Сама тщательно продуманная и идеально выстроенная мизансцена определяла единственно верный психологический ритм. Разумеется, не остался без внимания и Андрей Кончаловский. Его картину «Поезд-беглец» фон Сюдов назвал идеальным боевиком, в котором тонкий психологизм превосходно дополняет экшн.

Вопросы из зала предусмотрены не были. Едва строгий и элегантный профессор фон Сюдов окончил чтение текста, к нему подтянулись охранники, отсекая звездное тело от желающих поглазеть на легенду поближе и сводя шансы прессы пообщаться с фон Сюдовым тет-а-тет к нулю. Звезда должна быть недоступной.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть