Кинокадры решают всё

10.02.2012

Дарья БОРИСОВА

Похоже, в обиход наших кинодеятелей возвращаются подзабытые формы собраний — что-то вроде перестроечных «деловых игр» и «мозговых штурмов». В рамках Форума «Россия 2012» прошел Специальный день «Инвестиции в кино, телевидение и новые медиа».

Подобная модель встречи была положена и в основу проектно-практической конференции «Развитие отечественной киноиндустрии как части национальной культуры», прошедшей в апреле прошлого года в подмосковном Воскресенском. Смысл обоих мероприятий в том, чтобы собрать на одной площадке как можно больше практиков и аналитиков кино и кинобизнеса, распределить их по группам/секциям и предложить обсудить насущные проблемы не просто искусства, но производства.

Дело это очень полезное. Сходятся чиновники, бизнесмены и творцы и, хочешь не хочешь, сообща ищут формулировки отраслевым нуждам, опасностям. Со своих заоблачных высей спускаются даже топ-менеджеры телеканалов и крупнейших кинокомпаний и киносетей — готовятся к докладам, волнуются, теряют привычную непроницаемость и демонстрируют неожиданную способность к живому разговору на равных. Все это снимает то «статическое электричество», которое неизбежно искрит в сообществе. Со стороны может показаться, что подобные конференции — сплошная говорильня. Ведь после них новостные ленты не полнятся сенсациями и откровениями, а какие-нибудь резолюции если и принимаются на выходе, то характер имеют весьма условный. Но есть у них гораздо более важное для отрасли значение — они дают участникам и наблюдателям понимание контекста, а еще привносят в их ряды хоть малую толику общности.

Нынешний кинодень в рамках Форума «Россия 2012» вместил в себя два десятка тематических секций. Во время каждого полуторачасового блока одновременно шли пять дискуссий в разных залах. Среди тех, которые удалось посетить, ни одной пустой, скучной не оказалось. Секция «Господдержка производства и проката отечественного кино — что изменится?» в части выступления Сергея Толстикова повторяла недавний отчет руководства и лидеров Фонда кино, но зато очень ярко выступил Джаник Файзиев, чей фильм «Август восьмого» вот-вот выйдет на экраны. Картина обещает стать самым громким поводом для обсуждений после «Высоцкого». В основе сюжета — события недавнего грузино-южноосетинского конфликта, и фильм этот является госзаказом со стопроцентным финансированием через Фонд.

Джаник Файзиев:

Мы сделали по-насто­ящему боль­шое кино, с гигантским количеством технических новаций, компьютерной графики. Не знаю, как зритель примет фильм. Но на подобных проектах тренируется индустрия. Чтобы снять такой фильм, требуется включение 15—20 отраслей отечественного производства. Техники, механики, электронщики, швеи — все должны получить точное задание, срок и бюджет выполнения.

Все мы делали дома ремонт, пытались уложиться в срок и в определенные деньги. Вспомните, было ли так, чтобы плотник и электрик вовремя приходили, приносили требуемые детали, чтобы все совпало и вам не пришлось бы ничего переделывать?.. Теперь умножьте это на 150 — и получите производство блокбастера.

Когда мы работаем только на маленьких бюджетах, мы привыкаем трястись: лишнего не делай, не трогай, чтоб не развалилось… Ну и результаты соответствующие. Если не будет плацдарма для выхода на большое, серьезное задание, мы не вырастем. В эти дни я показываю фрагменты из «Августа» коллегам, и мне не верят, что это сделали российские пиротехники, каскадеры. Стоило мне осуществить какие-то вещи, которые поначалу казались членам команды абсолютно нереальными, у людей появлялся кураж, они сами вдруг начинали мне предлагать сделать дальше что-то, «чтоб уж ваще!»

Когда в стране крепло сериальное движение, мне казалось, что сериалы накачают кинематографу мускулы. Отчасти так получилось — у нас сейчас есть люди, которые хотя бы понимают, чем они занимаются. Но мы стали заложниками другой беды. Вот приходит к тебе реквизитор, работавший на сериалах, и получает задание: найти чашку, которую парень дарит девушке со значением, чтоб она почувствовала, как он ее любит. «А, понял. Красная с белым», — бросает реквизитор и приносит нечто ужасное. Ты ему говоришь: «Нет!», а он обижается: «Вы сами не знаете, чего хотите. И вообще у меня нет времени, я побежал». И невозможно объяснить этому человеку, что этот предмет — такой же главный герой, как актер… У этой чашки будет крупный план! Ее надо искать долго и серьезно.

Дискуссия на сугубо практическую, казалось бы, тему «Есть ли будущее у кинотеатров?» дала возможность услышать интересные размышления Олега Березина, чья компания «Невафильм» давно считается одной из лучших в деле проектирования, оснащения и цифровизации кинотеатров, а с некоторых пор обзавелась еще и аналитическим сегментом. На наших глазах изменяется сама природа зрителей, считает Березин, и невозможно сейчас представить, как именно люди предпочтут смотреть кино в ближайшем будущем.

Олег Березин:

Кинозрителями становится «поколение Z» — люди, которые выросли с айподом в руках. Это принципиально другие существа. Они не задают вопросы маме с папой, они сразу ищут ответы в Google. Их общение виртуализировано. Недаром сейчас рождается новое понятие «облачный релиз» — это когда фильм одновременно выходит на разных платформах, не только в привычных кинотеатрах. Но поколение Z — не вся аудитория, есть люди другого возраста и вкусов. В любом случае кинотеатральный рынок продолжит развиваться, как рынок общепита, в котором есть и сетевые рестораны быстрого обслуживания, и заведения с авторской кухней.

Наиболее любопытной оказалась дискуссия в рамках секции «Создание прорывных хитов: дар предвидения или расчет?» Над формулой успеха бились люди, причастные к созданию громких проектов. Выяснилось, что более других механизмам расчета доверяют те из них, кто делает фильмы низкого пошиба, зарабатывает на слабостях зрителя. «Мы можем развлечь зрителя кривыми зеркалами, это всегда работает, — признался Георгий Малков, продюсер компании Enjoy Movies (на ней налажено производство комедий вроде «Беременного»). — Мы знаем, чего не нужно делать, чтобы не провалиться в прокате. Например, мы не возьмемся делать хит в том жанре, в котором хитов до этого не было». Авторитетные же продюсеры по-прежнему уверены, что можно лишь стремиться предугадать успех, но застраховаться от неудачи невозможно.

Александр Роднянский:

Если вы хотите создать хит, надо ответить на запрос времени. С «9-й ротой» у нас это получилось. Тогда, в 2005-м, россияне хотели верить, что все восстановилось к лучшему. А мы снимали фильм о поражении в афганской войне. Но мы делали его, как фильм о личной победе каждого простого человека. Кто чувствовал себя уязвленным, сомневался в полноценности своей страны, смог почувствовать себя героем. С более амбициозным «Обитаемым островом» такого попадания не случилось. Не знаю, что получится со «Сталинградом».

Российское кино сегодня не любят потому, что даже в случае жанровых картин люди не могут соотнести себя с героями. Необходимо создавать сильные истории, объемные характеры, интегрировать их в сегодняшнее состояние людей...

Сейчас в нашей киноиндустрии запрос на быструю игру. После этих фильмов наш зритель ненавидит отечественное кино. Гордятся, что «сняли за пять миллионов, а собрали семь» — так это кино смотреть можно только в том случае, если ты — 18-летний с психологией пятиклассника и не хочешь ни читать, ни учиться, ни думать, а только поглядеть такое кино, которое в очередной раз помассирует твое эго. Сельский, клубный кинематограф цветет в стране великой кинематографической культуры...

В общем-то, преобладали на конференции невеселые речи: индустрия просыпается, но ей самой страшно от осознания вызовов. Деньги на производство пошли, скоро расширится число кинокомпаний, которые могут на них претендовать. Но налицо глобальная нехватка кадров, талантливых сценариев и молодых продюсеров. Кинопрокат не хочет поступаться своей выгодой и оказывать преференции отечественному продукту. Но главное, что выросли поколения публики, не желающей идти в кинозал ни за чем иным, кроме как за развлечением.

Проблем больше, чем достижений. Но не признак ли хотя бы какого-то выздоровления сам факт подобных собраний? Раз люди вступают в диалог и пытаются вместе искать выход, значит, надеются выжить.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть