Как вернуть инженера в кинотеатр

06.07.2012

Дмитрий ИВАНОВ

29 июня в столичном Доме кино прошел круглый стол «О развитии национального кинематографа», в котором приняли участие руководители Министерства культуры, Союза кинематографистов, Фонда кино, ведущие продюсеры и прокатчики.

Главной сенсацией круглого стола для СМИ оказалось предложение председателя СК Никиты Михалкова ввести во всех общеобразовательных школах России факультатив «Сто лучших фильмов». Министр культуры Владимир Мединский идею публично поддержал и, обратившись к своему заместителю Ивану Демидову, поручил немедленно разработать критерии для выбора этих картин. Возможно, внедрение факультатива удастся начать уже с нынешнего учебного года.

Среди выступавших на круглом столе был и старейшина режиссерского цеха, мэтр отечественного кинематографа, и.о. председателя Московской организации СК РФ Геннадий ПОЛОКА:

«В сфере кинопроизводства явно происходят положительные сдвиги. Поэтому сейчас главное — разобраться с системой проката. В начале 90-х годов мы уступили, просто отдали свой рынок. В погоне за открытостью мы приветствовали, когда наши прокатчики за бесценок покупали американские картины и их кино успешно внедрялось в наше прокатное пространство. В итоге сегодня это пространство либо утрачено вовсе, потому что зритель не ходит в кинотеатры, либо принадлежит американцам.

Скажем, все мои картины вне зависимости от качества били прокатные рекорды. Начиная с «Республики ШКИД» — там было около 100 миллионов зрителей. Из кого складывались эти миллионы? Сейчас пытаются доказать, что главный и единственный зритель — подростки. Следовательно, надо делать только внешне эффектные и не очень глубокие картины. А я вам скажу, что эти миллионы составлял средний обыватель, рядовой интеллигент: учителя, врачи, младшие научные сотрудники, инженеры — вот эта масса основная. Она собирала информацию благодаря мощной сети киноклубов. Именно эта сеть создавала так называемое «сарафанное радио». И к тому моменту, когда картина должна была выйти, в кассах стояли очереди. Сегодня киноклубы существуют чисто символически. Так называемый средний зритель питается либо интернетом, либо слухами, покупает DVD, но не идет в кинотеатр.

Что я предполагаю? Сейчас отделение Московской организации Союза, которым я руковожу, помогает остаткам этой федерации киноклубов создать оргкомитет, созвать общероссийский съезд. Пожелания у них простые: за месяц до того, как картина получает разрешительное удостоверение, они хотели бы получить диск, встречаться со зрителями на местах. Тем более что у них завязаны отношения с губернаторами, с прочими влиятельными лицами.

И еще одно: наш зритель не хочет смотреть отечественные картины, поскольку в них нет положительных персонажей. Когда они смотрят среднюю американскую картину, то сразу понимают, кому сочувствовать, за кого переживать. А в нашей картине порой невозможно понять, на чьей стороне автор. Уже появились тематические конкурсы, и это должно стать постоянной практикой. Даже в Америке, рыночной стране, где нет государственного кино, тем не менее существует система конкурсов и госзаказов, когда в обществе обостряется какая-то проблема: наркотики, например...

Когда в Думе были последние слушания по поводу закона о кино, Карен Шахназаров говорил, что некоторые производственные нормы советского кино надо восстановить. Да, у меня есть горький опыт существования в советское время: две картины лежали на полке. Но я отдаю себе отчет в плюсах, тогда существовавших. Перед съемочным периодом сдавался постановочный проект: пробы, эскизы музыки и костюмов и так далее. Сегодня нет системы редактуры, порой картины сдаются без аннотаций, а раньше этим занимались редакторы, и они были довольно достойные. Этот круг людей сегодня практически отсутствует. И я согласен с Шахназаровым: надо восстановить проверенные нормы, которые позволят нашему производству быть организованным, ритмичным и продуктивным».


Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть