Государственному центру современного искусства 20 лет

13.08.2012


На пресс-конференции, посвящённой событию, побывал корреспондент «Культуры».

С 1991 года центр прошёл эволюцию от экспозиции размером с комнату до комплекса филиалов по всей стране.

«В 1991 году мы работали в небольшом офисе, больше похожем на комнату. Весь штат, включая уборщиц, составлял 7 человек», — отметил в своём выступлении генеральный директор ГЦСИ Михаил Миндлин.

Сейчас это сеть музеев, выставочных залов, галерей, мастерских, ставшими центрами притяжения и объединения художников, дизайнеров XXI века, а заодно и поклонников современного искусства. С 1995 года открыты и успешно работают филиалы в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Калининграде, Владикавказе. Под эгидой центров организованы фестивали, биеннале, выставки, конкурсы. Каждый из них — своеобразный очаг развития творчества в регионе. Если северная столица и Калининград стали центрами сотрудничества с европейскими странами, то Екатеринбург и Нижний Новгород призваны представлять и консолидировать современное искусство в центре континента. А ГЦСИ во Владикавказе, по замыслу руководителей, должен открыть путь авторам для продвижения образцов своего творчества на Северный Кавказ, в государства Закавказья, Иран, Турцию. Конечно же, создание центров предполагает и обратное движение, обогащающее современную российскую культуру.

Стоит отметить, что продвижение идей современного искусства способствует сохранению старых памятников культуры, причём, в буквальном смысле слова. Например, в Калининграде центр получил в собственность уникальные фортификационные сооружения XIX века Кёнигсберга — башню и мансардные помещения казармы «Кронпринц», которые были отреставрированы и сейчас являют одной из городских достопримечательностей. Аналогичные реставрационные работы были проведены и в Арсенале — одном из крупнейших сооружений Нижегородского Кремля, где сейчас свои проекты представляют местные авторы. То же можно сказать и о нынешнем помещении ГЦСИ в Москве. Здание на Зоологической улице построил художник Василий Поленов накануне революции (не без помощи спонсоров). Здесь разместился Театральный дом (или дом Поленова — Авт.), в котором занимались дети из малообеспеченных семей. В конце 20-х годов дом сгорел вместе с декорациями, выполненными художником. В советское время на протяжении 70 лет здесь делали светильники, плафоны, люстры для сценических площадок. После того как в конце прошлого века производство остановилось, здание пришло в упадок и в 2001 году было передано центру. Реконструкция и восстановление завершились в 2005 году. Проект получил главную премию в области архитектуры — Хрустальный Дедал. Теперь в его залах экспонируются произведения отечественных и зарубежных мастеров соц-арта, апт-арта, московского концептуализма и других течений современного искусства. Особое место занимают работы, созданные с использованием современных технологий.

Ну, а главным подарком к юбилейной дате стала презентация проекта нового музейно-выставочного комплекса. Десятиэтажное здание с выпуклым и волнообразным фасадом площадью более 40 тыс. кв. м. появится на месте бывшего Баумановского рынка на берегу Яузы. Внешне своим видом оно отражает внутреннее содержание — коллекцию образцов современного искусства. Под одной крышей разместятся галерея, хранилище, конференц-зал, заработают мастер-классы художников и авторские выставки. Комплекс планируется открыть в 2015 году. После того как центр переедет на Бауманскую, в доме Поленова обустроят детский творческий центр.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть