Чебурашка — за богатую студию

10.02.2012

Светлана ХОХРЯКОВА

В ближайшее время «Союзмультфильм» покинет центр Москвы и переедет. Куда именно — пока не решено.

(фото: ИТАР-ТАСС)Долгие годы студия располагалась на территории храма Николая Чудотворца на Долгоруковской улице. В ближайшее время он будет передан в ведение Русской православной церкви.

Минэкономразвития предложило варианты переселения: имущественный комплекс Московского завода киноаппаратуры (МОСКИНАП) на улице Академика Королева или бывший НИИ в аварийном состоянии на шоссе Энтузиастов, 34. Назначен и новый директор «Союзмультфильма» — Николай Маковский. Порекомендовала его творческая общественность, к мнению которой, наконец-то, прислушались. На студии образован худсовет из четырнадцати мастеров, которые будут вести отбор проектов и сопровождать их. По приблизительным прогнозам, переходный период займет 2—3 года.

Еще недавно казалось, что о существовании «Союзмультфильма» попросту забыли, а люди, там работающие, должны в одиночку расхлебывать накопившиеся проблемы. В 2011 году Минкультуры выделило на анимацию 257 миллионов рублей, еще 500 миллионов Владимир Путин пообещал выделить дополнительно. Из них студия номер один получила пока лишь 10 миллионов. Но в минувшем декабре Путин дал поручение правительству вернуть права на советские мультфильмы главной киностудии страны. 29 декабря акт передачи был подписан.

Объединенная государст­венная киноколлекция, которая временно распоряжалась всем этим богатством, передала в ведение «Союзмультфильма» почти две тысячи фильмов, созданных до 3 августа 1992 года. Включая легендарные сериалы вроде «Ну, погоди!» При грамотном использовании любимые всеми мультики могут принести серьезный доход своей альма матер. Средства пойдут на развитие производственных мощностей, а также классикам отечественной анимации и тем, кто сегодня запускается с новыми проектами.

Для того чтобы коллекция заработала, потребуется несколько лет. Надо учитывать тот факт, что люди, завершившие творческую карьеру в начале 90-х и находящиеся в почтенном возрасте, не могут ждать. Они должны получать деньги за использование результатов их труда уже сейчас.

Интересно, что фильмы находятся на балансе по остаточной стоимости. В 8–15 тысяч рублей оценивается, например, «Чебурашка». Как разъяснил нам юрист «Союзмультфильма» Владимир Энкин, мультфильм «в лежачем состоянии» ничего не получил даже от японцев, запустивших огромный проект-продолжение. Теперь «Союзмультфильму» важно разобраться с собственным наследием. В феврале приедут в Москву представители японской компании, которая использует образ Чебурашки.

Кроме того, «Союзмульт­фильм» всегда был базовой студией, где обучались аниматоры, прорисовщики, фазовщики. Разрушена целая индустрия. Раньше студия производила порядка 45 фильмов в год, а сейчас 5. В советские времена там работали более 500 человек, теперь — около 50. Необходимо возрождение школы, иначе славная история не получит продолжения.

Мнения экспертов

Николай Маковский, директор киностудии «Союзмультфильм»

Государство выделило нам 60 миллионов рублей на развитие студии. Деньги пойдут на оборудование новых площадей. Сергей Сельянов выразил готовность поучаствовать в этом деле. Пусть это небольшие деньги, но они прибавятся к основному капиталу, как и средства других студий, которые мы привлекаем к сотрудничеству. Это позволит построить полный производственный комплекс. Нужно переходить на новые технологии. Выживать все равно придется самостоятельно. Никто не даст нам послабления из-за того, что мы такие уникальные. «Сюзмультфильм» должен стать кузницей кадров, полигоном для отработки технологий, отраслеобразующим комплексом.

Станислав Соколов, режиссер анимационного кино, художественный руководитель «Союзмультфильма»

Ориентироваться только на коммерцию, когда речь идет о воспитании детей, не совсем правильно. В анимации недопустимы низкий уровень и дешевая популярность. Важна художественная стратегия. Студия должна иметь сценарный портфель на несколько лет вперед. А теперь мы наблюдаем такую картину: даются деньги, нужно по-быстрому что-то сделать. Анимационный фильм снять сложно, поскольку технология трудоемкая, требующая особой квалификации от каждого участника. Раньше студенты приходили на студию и попадали в творческую среду, где могли доучиться, отшлифовать свои навыки. Надо этот опыт возрождать. Студия обязана держать марку. Плохо сделанная анимация вредна для зрителя, тем более для ребенка.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть