Бедный Йорик в спальном районе

27.01.2012

Наталия КАМИНСКАЯ

Департамент культуры Москвы намерен заняться воспитанием нового поколения театралов. Активнее прочих инициатив обсуждается мысль Сергея Капкова, высказанная в конце 2011 года: «Театры поедут в спальные районы».

Первой, как обычно, отреагировала «фейсбучная» аудитория. «Ну-ну, поедем, как при советской власти, в обшарпанные клубы…» и т.п. Короче, перспектива воскликнуть: «Бедный Йорик!», усевшись на колченогий школьный стул и устремив трагический взор в зал, полный неуправляемых тинейджеров, мало кого восхитила.

А я вот помню, как к нам в школу приезжали с литературными программами знаменитые чтецы Дмитрий Журавлев, Сурен Кочарян. Помню, как учителям приходилось усмирять представителей местной шпаны, но остальные сидели на этих концертах затаив дыхание. А еще помню фантастический моноспектакль Александра Калягина «Гаргантюа и Пантагрюэль» в актовом зале Московского института электронного машиностроения, где студенты и педагоги сидели даже в проходах.

Ну да, конечно, время было другое, и артист в нашем Отечестве был больше, чем артист, и театр играл иную роль в народном сознании. В самом обществе еще не произошло жесткого разделения на группы, далекие друг от друга, как параллельные миры. А нынче это разделение — факт, и более всего оно отразилось на наших детях. Многие из них вообще не имеют понятия о театре.

Так что идея Департамента культуры заняться приобщением подрастающего поколения к сценическому искусству, в принципе, дельная. Другой, вопрос, как она будет осуществляться. Московские театры пока что не торопятся доставлять спектакли в спальные районы. Понять это можно. Во-первых, далеко не все по техническим причинам «конвертируемо» даже на полноценные гастроли, не то что в какой-нибудь необорудованный ДК, а тем паче в школьный актовый зал. Во-вторых, артисты, как чумы, боятся монолитных подростковых аудиторий и так называемым культпоходам предпочитают семейные просмотры. Ведь какой-нибудь 7-й «Б» класс, переместившийся полным составом в партер, продолжает там выяснять свои межличностные отношения. А уж в родной-то школе и стены помогают детишкам валять дурака, вследствие чего спектакль рискует превратиться в посмешище.

Однако, едва руководитель столичного Департамента по культуре озвучил благое намерение (заметьте, не распоряжение), инициатива с мест уже тут как тут. И вот крупный академический театр получает письмо от директора школы одного из спальных районов столицы. Дескать, в связи с низкой популярностью у детей театрального искусства, а также согласно намерениям властей приглашаем труппу вашего театра сыграть у нас ряд спектаклей. Данные о вместимости зала и наличии оборудования прилагаются.

Что тут делать? Например, худрук театра «Современник» Галина Волчек готова подготовить со своими молодыми актерами специальные литературные композиции и именно с ними отправиться в школы. Подобная идея обсуждается еще в ряде столичных театров. И все же большинство придерживается мнения: лучше вы к нам, чем мы к вам.

Кроме того, для школ существует специальная программа бесплатного посещения спектаклей, которая была запущена еще предыдущим московским мэром. Театры выделяют школам определенное количество билетов, а затем передают отчет в Департамент культуры, который, в свою очередь, возвращает им указанные суммы. То есть городские власти дотируют приобщение школьников к прекрасному. Казалось бы, хорошо. Однако знающие люди утверждают, что в этой программе больше изъянов, чем достоинств.

Вот что рассказала «Культуре» Ольга Жарикова, начальник билетного отдела Московского театра Et Cetera:

— На столичных сценах очень мало спектаклей для детей, тем более для подростков. Но есть установленная квота на бесплатные билеты для школ, и каждый театр волен распоряжаться ею, как хочет. Не проданы билеты на спектакль (не обязательно детский) — отдадим в школы, вот вам и полный зал. А в результате приходят вовсе не дети, но учителя, их родственники, соседи и друзья. В отчете Департаменту проставлены только цифры и названия школ, так что проверить, кто воспользовался бесплатными местами, невозможно. В этой ситуации Департамент является просто кассиром. А мог бы стать заказчиком. Думаю, стоит возродить систему целевых госзаказов на спектакли для детей и подростков и таким образом стимулировать процесс их приобщения к театру.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть