Балет с доставкой на дом

16.03.2012

Елена ФЕДОРЕНКО

«Корсар» Большого театра взял на абордаж весь интернет. Именно с него стартовал долгожданный проект прямых трансляций балетов ГАБТа на YouTube.

Жители Франции, Бразилии, Австралии и еще 19 стран уже год как наслаждаются спектаклями Большого в обычных кинотеатрах. Наши соотечественники были лишены такой возможности — владельцы кинозалов сочли проект нерентабельным и интереса не проявили.

Зрителей оказалось великое множество, и первую балетную трансляцию Большого посмотрели более пятидесяти тысяч человек. Что замечательно, ведь не каждый может попасть в Большой. Первенцем выбрали «Корсара», только что переехавшего на Основную — историческую — сцену. Балет, возрожденный в 2007 году Алексеем Ратманским и Юрием Бурлакой, шел на Новой сцене, где густонаселенному спектаклю было невероятно тесно. Только в одном из фрагментов заняты 70 танцовщиков и детей, добавьте фонтаны, клумбы, кусты, гирлянды — просто негде развернуться, танцевать в таких условиях — высший пилотаж.

Авантюрным сюжетным перипетиям романтической мелодрамы — торг девушками, бунт пиратов, шалости невольницы — трансляция не повредила. Вопреки, не скрою, предубеждениям. Условная пантомима и обилие грима, париков, бород и усов до неузнаваемости меняющих лица, не сопротивлялись новейшим технологиям. Камера фиксирует внимание на какой-то одной сценке (их выбор свидетельствует о предварительной подготовке): Исаак Ланкедем (Геннадий Янин) торгуется с Сеид-пашой (Алексей Лопаревич), и все муки алчности выходят точными и живописными. Из россыпи характеров на восточном рынке выхватываются наиболее яркие, актерский азарт зашкаливает: с яруса ведь подробностей не рассмотришь!

«Корсар» помимо приключенческой фабулы наделен контрастным внутренним сюжетом: образ рая — сцена «Оживленный сад» и ада — «Буря и кораблекрушение». «Раю» с YouTube повезло — танцы смотрятся отменно, а вот попавший в стихию волн корабль взлетает на воздух по-мультяшному. Не так, как на дистанции: остов раскалывается, а паруса разрывает ураганный ветер, заполняющий, как кажется, и зрительный зал.

Создатели проекта задались целью дать возможность любому пользователю почувствовать себя очевидцем спектакля, поэтому перед началом и в антрактах устроили прогулки по фойе со зрителями, фотографирующимися у белого рояля. Заглянули и в оркестровую яму, где музыканты настраивали инструменты, и за кулисы — там артисты готовили туфли, поправляли прически. Что-то, очевидно, подготовили загодя: в сумраке вечера (в реальном времени за окном было еще светло) выходили из метро спешащие люди, стояли в привычной пробке машины на Тверской, зрители фланировали перед театром. Любопытными (и познавательными) оказались блиц-интервью, которые виртуозно провела руководитель пресс-службы театра Катерина Новикова, легко и без пауз переходившая с родного языка на английский и французский. Ее первый собеседник хореограф-эрудит Юрий Бурлака рассказал, как по крупицам восстанавливали музыкальный материал — в партитуру Адольфа Адана вошла музыка еще шести композиторов. А художник Елена Зайцева — автор роскошных костюмов с вышивками, жемчугами и сверкающими каменьями по эскизам выдающегося художника ХIХ века Евгения Пономарева, служившего при Дирекции императорских театров, — раскрыла секреты профессиональной кухни.

Премьера «Корсара» по мотивам поэмы лорда Байрона состоялась в Париже в середине позапрошлого столетия. Россия балет о флибустьерах не просто подхватила, а сберегла, и Петипа всю жизнь дописывал «Корсара», как книгу своей творческой жизни. Недолгая французская история спектакля продолжилась долгой российской. Сегодня Большой театр и компания Google, владеющая YouTube, вместе «скрещивают» балет — искусство для гурманов — с виртуальными сетями интернета, где вольготно молодым. В пользе сложившегося тандема никто не сомневается. Почти все театры озабочены привлечением нового зрителя, для чего и практикуют показ спектаклей на экранах. Мировой опыт свидетельствует: трансляции (а они чрезвычайно популярны) приводят в залы молодежь, знакомят с новыми героями. В случае с «Корсаром» инетовская аудитория открыла для себя имена талантливых артистов: Светланы Лунькиной, Руслана Скворцова, Нины Капцовой, Андрея Меркурьева — исполнителей ведущих партий.

Программа интернет-трансляций известна на полтора года вперед, в ней семь спектаклей с Основной и Новой сцен: «Светлый ручей» (29 апреля), «Раймонда» (24 июня), «Утраченные иллюзии» (30 сентября), «Дочь фараона» (25 ноября); «Баядерка» откроет год 2013-й (27 января), «Весна священная», которая пока существует только в планах и в фантазиях хореографа Макгрегора (31 марта), «Ромео и Джульетта» (12 мая). Этого времени вполне достаточно, чтобы сделаться балетоманом, не покидая собственного дома.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть