Паломничество к Рихарду Вагнеру

Евгения КРИВИЦКАЯ

07.06.2013

Московский государственный симфонический оркестр для детей и юношества отметил 200-летие со дня рождения немецкого классика.

Программы к юбилеям — один из любимых форматов оркестра и его руководителя, дирижера Дмитрия Орлова. Тщательно и с любовью обдумывается концепция, музыковед Наталия Панасюк обстоятельно и интересно рассказывает «мальчишкам и девчонкам, а также их родителям» любопытные факты биографии великих людей. Например, о том, что Вагнер ровно 150 лет назад гастролировал в России, причем провел два месяца, дал девять концертов, прошедших с огромным успехом. Композитор, столь критикуемый тогда на родине, нашел в России любовь и признание. Среди музыкантов, со всего света совершавших позднее паломничество к Вагнеру, в Байройт, был и наш Петр Ильич Чайковский. Восхищаясь могучим вагнеровским гением, он, впрочем, вовсе не собирался ему подражать, заявляя: «Преданно склоняясь перед пророком, я не исповедаю религии, которую он создал».

Оба композитора «встретились» в программе МГСО, прозвучавшей в традиционном абонементе коллектива в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя. Уже доводилось слышать пианистку Ирину Богданову в качестве солистки в Первом фортепианном концерте Чайковского, и впечатления в этот раз остались столь же позитивными: уверенная, эмоциональная игра и интерактивное взаимодействие с оркестром под управлением Дмитрия Орлова.

Но, конечно, публика с нетерпением ждала вагнеровскую музыку, обещанную во втором отделении. В увертюре к «Летучему голландцу» музыканты замечательно воссоздали картину разбушевавшейся морской стихии — натиск струнных, демонические зовы медных. Подробности истории корабля-призрака и ее проклятого хозяина-моряка юные слушатели узнали из Баллады Сенты, возлюбленной Голландца. Сопрано Наталья Полянинова, также постоянная участница программ МГСО, убедительно воплотила необычные образы вагнеровских героинь — Сенты, а затем и Эльзы из «Лоэнгрина». Мечтательницы, страстные натуры, ищущие идеальной любви и готовые во имя нее жертвовать собой — таковы портреты, возникшие благодаря искусству певицы. Важно отметить, что оба фрагмента исполнялись на русском языке, так что аудитория не только ощущала, но и понимала, о чем идет речь. Оркестр в этих номерах играл отнюдь не аккомпанирующую роль, тонко раскрывая эмоциональные подтексты и досказывая через лейтмотивы сюжетную канву оперных коллизий.

Антракт к III действию «Лоэнгрина», знаменитое свадебное шествие — всегда экзамен для духовиков: оркестранты МГСО сдали его «на отлично», воссоздав атмосферу праздничного возбуждения и подъема. Но самое сложное было припасено на финал программы. Увертюра к опере «Нюрнбергские мейстерзингеры» славится своими «подводными рифами» — различными хитроумными сплетениями мотивов, требующими ясной ритмической организации и ансамблевой точности. Дмитрий Орлов вел оркестровый корабль, как опытный лоцман, смело к цели, завершив концерт триумфальным утверждением своего мастерства и актуальности творчества Вагнера.