Слишком далеко Оно от народа

Денис БОЧАРОВ

17.02.2013

18 февраля 80-летие отмечает одна из самых противоречивых фигур нашей современности — Йоко Оно.

Авангардная художница, певица, композитор, писательница, режиссер, защитница прав феминисток и представителей нетрадиционной сексуальной ориентации... Трагикомичность судьбы этой эксцентричной японки заключается в том, что ни одна из вышеперечисленных сфер человеческой деятельности с Йоко Оно ассоциироваться не будет — в истории она навсегда останется просто как вдова Джона Леннона. И насколько сильно люди любят Джона, настолько же крепко они ненавидят Йоко.

Причем дело даже не в том, что она, дескать, развалила The Beatles — это вопрос дискуссионный. К концу творческого пути каждый из четверки с радостью готов был бы претендовать на сомнительно-почетный титул звезды, первой покинувшей величайшую поп-формацию ХХ века. Дело в другом: Йоко все время отстаивала собственное место под солнцем в мире искусства, однако люди в большинстве своем ей в этом отказывали. Сомнительные арт-проекты никогда не получили бы и сотой доли той известности, что в конечном итоге выпала на долю Оно, не ассоциируйся ее имя с главным битлом.

Леннон познакомился с этой загадочной дамой в 1966 году, когда в лондонской галерее «Индика» проходила выставка работ Йоко. Авантюристичная художница предложила Джону купить воображаемое яблоко за десять шиллингов. Тот не остался в долгу и сделал Оно встречное предложение: приобрести это самое яблоко за воображаемые десять шиллингов. Легенда гласит, что после обмена интеллектуальными колкостями двое почувствовали друг в друге родственные души. Начался обратный отсчет как истории The Beatles, так и первого (казавшегося стороннему наблюдателю весьма уютным) брака Джона и Синтии Пауэлл.

Чем именно смогла околдовать (иного слова не подберешь) эта не отличавшаяся особой привлекательностью уроженка Страны восходящего солнца знаменитого музыканта, который, при желании, мог заполучить любую женщину, — до сих пор остается загадкой для подавляющего числа битломанов планеты. Но факт остается фактом: с конца 60-х и вплоть до 8 декабря 1980 года (день, когда погиб Джон) Йоко Оно и Леннон были неразлучны. За исключением полуторагодичного разрыва в 1973-75 годах, который Джон впоследствии с горечью называл «потерянным уикендом».

Жены и подруги известных людей автоматически получают мировую известность, равно как и колоссальные возможности для самореализации. Йоко Оно предоставившимся ей шансом воспользовалась на двести процентов: записывала пластинки (как в составе подыгрывающего Леннону коллектива, так и сольно), выпускала книжки, устраивала выставки, осуществляла продакшн каких-то мутных кинопроектов. Ни одно из проявлений мятущейся души японки не нашло сколь-нибудь заметного отклика ни среди искусствоведов, ни у простых зрителей и слушателей. Художественные изыски Йоко, как ни банально это звучит, как правило, слишком далеки от народа: даже подкованные в современном авангардном искусстве люди, в основном, пожимают плечами.

После гибели Леннона Йоко сосредоточилась на том, чтобы всячески поддерживать в людях интерес к экс-супругу, лелеять и пестовать память о нем. Однако и на этом поприще далеко не все начинания японки находят понимание у неравнодушной публики. Неудовлетворенная эксцентричная натура то и дело дает о себе знать: ведь наряду с практически ежегодным переизданием записей Джона (а все права, связанные с его именем, принадлежат Йоко), эта дама порой шокирует общественность неоднозначными акциями — когда, например, выставляет на аукцион залитые кровью очки, которые были на Ленноне в тот самый роковой день. Или когда присуждает основанную ей премию имени Джона Леннона группе Pussy Riot. Джон, конечно, был миролюбивым человеком, но, наверное, узнав об этом сегодня, устроил бы супруге хороший нагоняй: едва ли он бы хотел, чтобы его имя ассоциировалось у людей с этим провокационным проектом. Словом, даже с ролью вдовы величайшего рок-музыканта Оно справляется далеко не всегда.

Через пару лет — 35-я годовщина со дня гибели Джона Леннона. Любопытно, что отчебучит Йоко на этот раз?