Убить губернатора

25.01.2013

Евгения КРИВИЦКАЯ

Год Верди продолжает свое шествие по столичным сценам — Госкапелла России исполнила «Бал-маскарад» великого итальянца.

Московская филармония решила внести свою лепту в празднование юбилея итальянского гения. Пригласила Валерия Полянского — единственного российского дирижера, имеющего в репертуаре десяток опер Верди, — провести абонемент «Vivat Verdi». Выбор «Бала-маскарада» оказался актуален: уже пару десятилетий сочинение не звучит на столичных подмостках, — и публика с энтузиазмом потянулась в Концертный зал имени Чайковского.

…В середине XIX столетия история про убийство шведского короля Густава III в разгар бала сразу же вызвала придирки итальянской цензуры: либреттисту пришлось изменить социальный статус героя, сделав его губернатором Бостона. Верди, правда, привык к таким метаморфозам: и в «Риголетто», и в «Травиате» приходилось менять имена героев и места действия. Так что события «Бала-маскарада» перенеслись в Бостон, где готовится политический заговор против губернатора Ричарда. Правитель, правда, не унывает, и под хвалебные возгласы горожан пытается объясниться в любви прекрасной Амелии, жене своего ближайшего соратника Ренато. Не обходится дело и без мистики: гадалка Ульрика (Лариса Костюк) предсказывает Ричарду гибель от человека, который первый пожмет ему руку. Разумеется, убийцей окажется лучший друг Ренато.

Валерий Полянский задал действию энергичный темп, лихо закручивая музыкальную интригу. Все винтики огромного оперного механизма крутились без сбоев. А если солист и пытался своевольничать, уклоняясь от оркестра, то дирижер, темпераментно топнув ногой, резким взмахом палочки мгновенно восстанавливал ансамбль. Твердая рука и точный вкус маэстро чувствовались во всех деталях: певцам каждое вступление подносилось «на тарелочке» — музицируй в свое наслаждение.

«Бал-маскарад», по словам драматурга Габриэля Д’Аннунцио, – самая мелодраматическая из мелодрам». Музыканты не стали опровергать это суждение, дав возможность публике вволю попереживать над душевным смятением героев. Гибкая пластика спинтового сопрано Елены Евсеевой-Амелии не раз заставляла слушателей замирать, когда голос певицы томно зависал на головокружительных высотах. Убедителен и надежен был тенор Олег Долгов (Ричард), хотя чуть большая раскованность ему не повредила бы. Полянский «вытянул» из партитуры Верди и беззаботные опереточные мотивчики, элегантно рассыпав их юмор среди страстных признаний. Пригоршни виртуозных пассажей пажа Оскара (Анна Пегова) оттенили фразы бархатного баритона Андрея Батуркина-Ренато, передавшего все оттенки ревности, разочарования и ненависти. Участники спектакля в этот вечер точно следовали завету Верди: «В искусстве, как и в любви, прежде всего нужно быть откровенным». Те, кто не попал на «Бал-маскарад», смогут восполнить это упущение в Светлановском зале Дома музыки 26 января, где еще раз прозвучит раритет великого оперного мастера.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть