Дирижер номер один — про сцену номер два

Юрий КОВАЛЕНКО, Париж

11.01.2013

Валерий Гергиев на пресс-конференции в Париже объявил дату официального открытия Мариинки-2 — 2 мая нынешнего года. Кстати, маэстро в этот день исполнится 60.

Строительство самой дорогой в мире сцены продолжалось с различными перипетиями почти десять лет и обошлось государству примерно в 21 миллиард рублей — в два раза выше первоначально запланированной сметы. Авторы проекта — канадское архитектурное бюро Diamond and Schmitt Architects Incorporated.

В конце декабря 2012-го прошли успешные акустические испытания. «Мы собрали на новой сцене оркестр, хор, оперную и балетную труппы, — рассказал маэстро. — Работали в течение часа. Играли музыку Чайковского и других композиторов. Результаты оказались очень обнадеживающими».

На инаугурацию второй сцены соберутся многие мировые звезды во главе с Пласидо Доминго. Композитор Родион Щедрин для такого торжественного события специально пишет новую оперу «Левша». Накануне официального открытия, 1 мая пройдет концерт для ветеранов сцены.

После открытия нового здания театр будет располагать тремя сценами — помимо Мариинки-2, исторической сценой, выстроенной в 1860 году, и концертным залом, который открылся в 2007-м. «Если сейчас Мариинку посещает ежегодно около 500 тысяч человек, — отметил Валерий Гергиев, — то через два года это число вырастет в четыре раза». Театру предстоит продавать ежедневно 5000, а по воскресеньям — 10000 билетов. Ожидается перенос на новую сцену таких спектаклей, как «Война и мир», «Электра», «Тристан и Изольда», «Нос»... 

Особое место в репертуаре театра по-прежнему занимают Глинка, Чайковский, Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков, Стравинский, Прокофьев, Шостакович. «Я не только получаю удовольствие от их музыки, — заметил Валерий Гергиев, — но, как русский, считаю своим долгом ее исполнять». 

Приоритетное значение маэстро придает новейшим технологиям и, в первую очередь, 3D. Театр намерен сотрудничать с известным канадским режиссером Джеймсом Кэмероном, автором фильмов «Титаник» и «Аватар». Мариинка запишет в 3D такие спектакли, как «Анна Каренина» и «Лебединое озеро».

Не обошлось на презентации без вопроса о самом знаменитом солисте Мариинки — Жераре Депардье. Актер играл роль чтеца в опере-оратории Стравинского «Царь Эдип» в мае 2010 года на фестивале «Звезды белых ночей». Вместе с Мариинкой он снова исполнил эту роль в прошлом году на сцене парижского театра Елисейских полей. Наконец, Депардье участвовал в записи диска Стравинского на лейбле «Мариинский». 

«Жерара я знаю 23 года, — сказал глава Мариинки. — Он человек взрослый, знает, что делает, сам принимает решения, сам их комментирует. Странно, если его очень неплохой приятель Валерий Гергиев станет долго рассуждать на эту тему. У Депардье есть такое же право на свое мнение. Как бы там ни было, мне очень приятно, что он выбрал именно нашу страну с ее огромными культурными традициями. Для Жерара у нас открыты широкие возможности». 

Вместе с симфоническим оркестром Мариинки Валерий Гергиев начал 7 января в Париже проект «Все симфонии Шостаковича». В течение двух лет музыка Шостаковича будет исполняться в концертном зале «Плейель».

Валерий Гергиев — «Культуре»:

«Моя роль как члена Совета по культуре и искусству при президенте России заключается в том, чтобы обращать внимание главы государства на состояние концертных залов, театров, филармоний, оркестров, хоров, музыкальных ансамблей и музыкального образования — особенно в регионах. Я говорю открыто и прямо, на всю страну, и адресую мои слова в том числе и президенту. Например, во Франции есть не только парижская Опера, но и лионская. И еще неизвестно, где спектакли интереснее. В России же региональным театрам трудно соперничать с Мариинским. Они могут сделать одну постановку, которая будет изумительно интересной, но создать такого уровня оркестр, хор, оперу и балет за год невозможно. И я всегда объясняю моим коллегам, что, если они готовы работать пять или десять лет, мы их поддержим. Сегодня эта ситуация требует тщательного внимания не только со стороны Министерства культуры, но и Президентского совета… Ужасно, что бюджеты многих культурных ведомств и институтов в Европе подвергаются сокращению. Надеюсь, что в России этого не произойдет, и правительство будет поддерживать на прежнем уровне Эрмитаж, Мариинку — гордость и символы России».