Посидим, поякаем?

Светлана ГИРШОН, Ярославль

11.01.2013

Накануне новогодних праздников в Ярославле состоялась презентация логотипа города, созданием которого занималась дизайнерская компания «Студия Артемия Лебедева».

Идея разработки нового логотипа принадлежит Роману Фомичеву, возглавляющему Некоммерческое Партнерство «Стратегия 76». По мнению представителей Партнерства, «традиционная атрибутика Ярославля достаточно сложная для восприятия и возможных трансформаций в интерактивной среде. Логотип сможет вывести Ярославль на новый уровень развития. Внедрение логотипа оживит Ярославль и даст толчок для развития не только города, но и всего региона. Область станет привлекательной для туристов, инвесторов, предпринимателей, деятелей культуры...»

Иными словами — долой медведя с секирой. Ярославль должен органически встроиться в европейское пространство, быть современным городом, понятным любому заморскому туристу. Как же это выглядит?

Новый логотип — синяя стрелка, направленная из левого нижнего в правый верхний угол. Создатели уверяют, что здесь зашифрованы основные исторические символы, определяющие Ярославль: Медвежий угол, Стрелка на месте слияния Волги и Которосли, недописанная буква Я — первая буква в названии… «Стрелка с легкостью трансформируется в зависимости от ситуации, выполняя не только роль символа, но и коммуникативную нагрузку», — сообщается на официальном сайте бюро Лебедева.

Когда надо сдать работу заказчику, обосновать можно все. Мэр города Евгений Урлашов заявил журналистам, что логотип ему понравился: «На мой взгляд, это прекрасная работа. По пятибалльной шкале — пять с плюсом. По той причине, что все гениальное просто. Но вот у нас почему-то в головах не родилась такая идея. Для этого работают специалисты, почему они и оцениваются высоко».

История с логотипом все больше напоминает старый анекдот о скандале на парижской выставке авангарда, где первое место заняла картина, оказавшаяся планом эвакуации посетителей в случае пожара... Конфуз еще и в том, что созданный для древнего города знак подозрительно похож на логотип американского бренда товаров для дома Up&Up. Под этим брендом выпускают гигиенические товары для детей, бытовую химию, салфетки, туалетную бумагу.

Что и говорить: полное слияние древнего русского города с западной цивилизацией...

Сумма гонорара, полученного «Студией Лебедева», называлась открыто — 400 тысяч рублей. Мэрия всячески подчеркивала: работа оплачена из внебюджетных источников, а не из городской казны, ярославские налогоплательщики могут спать спокойно. Горожан довод не убедил. Споры в блогосфере не утихают.

eugen: Бывает так, что студия Артемия Лебедева ошибается, и это как раз пример провального варианта дизайна. Нет, здесь не пахнет профессионализмом, креативом, глубиной. Поверхностная, проходная работа, сделанная на коленках, которая будет дискредитировать город, указывая лишь на его гендерную принадлежность.

Андрей Алексеев: Если вы ярославец и вас послали, вы точно знаете, куда идти.

Masia: Неужели город Ярославль с такой богатой историей достоин логотипа данного вида? Логотипа, который уже используется на памперсах? Все-таки нужно учитывать статус города и стараться его поднимать, а не втаптывать.

Евгений Гусев: Мэр, обратившись к выражению «Все гениальное просто», в качестве шедевра преподнес ярославцам весьма сомнительное произведение. А на мой взгляд, это скороспелая, сырая поделка, да еще с запахом плагиата. Просто? Да, проще некуда. Но не все, что просто — гениально. Чаще — как в нашем случае — совсем наоборот. Вряд ли нам следует опускаться до гельмовщины, играя на слабовкусии отдельных чиновников.

Вопросов масса. Отчего логотип никаким образом не связан с победившей в общественном обсуждении идеей бренда: «Ярославль — столица Золотого кольца»? Почему символ, столь важный для имиджа города, не создавался на конкурсной основе с анонимными участниками? В дизайнерском мире, кроме раскрученных имен, есть еще и таланты. Может, кому-то из них и удалось бы создать знак, отражающий город, каким его знают, любят, гордятся многие поколения ярославцев. Город, в котором хочется жить, а не эвакуироваться.