Сорок четвертому приготовиться

Кирилл КРОК, директор Театра имени Вахтангова, заслуженный работник культуры

28.12.2018

Что ж, не прошло и двух лет наших постоянных просьб и упорной работы по решению вопроса о корректировке многострадального ФЗ-44 о госзакупках, и вот приятная новость перед зимними праздниками — депутаты комитета Госдумы по культуре во главе с новым председателем Еленой Ямпольской внесли на рассмотрение нижней палаты законопроект об особенностях госзакупок для учреждений культуры. 

Изменения разрабатывали совместно с театральными деятелями, в том числе с юристами, которые хорошо разбираются как в законодательстве, так и в работе учреждений культуры. Если закон примут в той редакции, в которой мы его видели, то жизнь театральных коллективов очень сильно облегчится. Конечно, никто не даст гарантий, что он пройдет в таком виде, но искренне надеюсь, что здравый смысл возобладает.  Проект предусматривает изменения особенностей планирования госзакупок муниципальными и государственными учреждениями культуры. Уйдут мини-аукционы, излишние конкурсные процедуры, на которые театр вынужден тратить уйму времени и денег. Самое главное, предусмотреть поправку к статье 93. Сейчас годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществлять у единственного поставщика, не должен превышать 50 процентов совокупного годового объема заказчика и не должен составлять более 25 миллионов рублей. При удачном исходе формулировка будет заменена, а цифра вырастет в два раза — до 50 миллионов.

Театр имени Вахтангова в основном все приобретает на свои собственные доходы, и в этом плане нам немного проще при использовании ФЗ-44. А вот если вы поговорите с другими директорами театров, то они расскажут много интересного о его абсурдности в действующей редакции. Он очень громоздок и неудобен, а его обслуживание съедает гораздо больше денег, чем удается сэкономить благодаря конкурсной процедуре.

Профильные ведомства рассказывают, что этот закон экономит сумасшедшие деньги бюджету, но это легкое лукавство. Если мне нужно что-то закупить, используя ФЗ-44, то я должен представить три коммерческих предложения. И я отлично понимаю, что для выигрыша компании, которой я доверяю и знаю, что она качественно выполнит заказ, а не убежит с деньгами, нужно стоимость закупки искусственно завышать на 10–25 процентов, для того чтобы было куда «упасть». Представители профильных ведомств, видя эти цифры, рапортуют, что конкретный Театр Вахтангова сэкономил на госзакупках такой-то процент бюджетных денег, но, как вы понимаете, это не так.

А вот затраты на обслуживание данного закона вполне конкретны. Театр имени Вахтангова держит трех специалистов — юриста,  контрактного управляющего и системного администратора, обслуживающих данный закон.  В том году мы на конкурсных процедурах по ФЗ-44 экономили 1,2 миллиона рублей, а на обслуживание закона в виде выплаченной зарплаты трем сотрудникам, заключение договоров со спецорганизацией по проведению электронных торгов и других административных расходов, включая компьютерную технику и связь, потратили 3,5 миллиона рублей. Так вот у меня самый главный вопрос: какие государственные средства сэкономил в Театре имени Вахтангова данный закон? А если вспомнить, сколько у нас в России театров и других учреждений культуры, то можно себе представить, какие суммы тратятся, по большому счету, впустую. Фактические расходы для обслуживания данного закона выходят гораздо выше, чем экономия от него. Наверное, когда речь идет о миллиардных контрактах на строительство определенного объекта, в таких случаях закон работает эффективно. В нашем случае, как видите, наоборот. Поэтому мы искренне надеемся, что поправки будут приняты в том виде, в котором мы их предложили, театрам станет жить полегче, а бюджетные деньги будут использоваться более эффективно.