Многопластовое творчество

16.02.2018

Марина ИВАНОВА

Фото: Николай ПластовВ Московской консерватории прошла конференция, посвященная 125-летию со дня рождения Аркадия Пластова.

Научная встреча состоялась в рамках межвузовского проекта «Потаенные сокровища». Обсуждалось не только творчество классика из Прислонихи, но и сакральное, питавшее советскую культуру. В частности, выступавшим удалось показать, что расцвет искусства 1930–1950-х был кровно связан с православной традицией, ведь эпоху «большого стиля» определяли люди, родившиеся и сформировавшиеся еще до революции.

Аркадий Александрович на протяжении многих лет обращался к церковной теме, о чем рассказала профессор МГАХИ Татьяна Пластова, жена внука художника. Мастер нередко использовал религиозные сюжеты. А также писал иконы: один из образов создавался специально для жены, Натальи фон Вик, и впоследствии был освящен. Пластова привлекали лица крестьян — христиан, людей, близких к Богу: недаром у живописца почти нет изображений городских жителей. Любопытно, что религиозная природа творчества классика долгое время оставалась незамеченной. Хотя сакральное обнаруживается даже в совершенно светских станковых работах. Так, картина «Цветы и мед» (1937–1938) — не просто натюрморт: она отсылает к празднику Преображения Господня, или Яблочному Спасу.

Другой автор, обращавшийся к христианской теме, — дирижер и композитор Николай Голованов. О его духовных сочинениях рассказала Ольга Захарова, научный сотрудник Музея-квартиры Н.С. Голованова. Лауреат четырех Сталинских премий не надеялся, что эти произведения будут исполнены, хотя в наши дни они звучат все чаще. Русскому церковному пению в годы советской власти посвятила исследование Марина Рахманова, ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания. Серебряный век был временем развития и роста: сфера церковного пения впитывала достижения национального светского искусства. Революция стала переломным моментом: эволюция оказалась искусственно прервана. В 1930-е начались гонения на религию, которые ослабли лишь к середине 40-х. Впоследствии давление власти на священнослужителей то усиливалось, то вновь стихало. В целом православие в Стране Советов находилось в своеобразной резервации. В конце 1980-х началась новая эпоха — возвращение церковного пения, организация концертов и фестивалей.

Мультидисциплинарная по характеру конференция включала в себя и философскую проблематику. Так, Анастасия Гачева, ведущий научный сотрудник ИМЛИ и Музея-библиотеки Н.Ф. Федорова, выступила с сообщением о философах-космистах 1920–1930-х: Александре Горском, Николае Сетницком и Валериане Муравьеве. Евгений Кондратьев, заведующий кафедрой эстетики философского факультета МГУ, рассказал об идеях Алексея Лосева. А народный художник России, профессор МГАХИ Сергей Гавриляченко вновь вернулся к фигуре Пластова, в творчестве которого находилось место и храму, и земной любви, и между ними не возникало противоречия.


Фото на анонсе: Василий Малышев/РИА Новости

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть