И о погоде. 29 октября — 4 ноября

Нильс ИОГАНСЕН

27.10.2016

Начинается грудень — так наши предки называли третий месяц осени. Этимология слова достаточно проста: люди издавна заметили, что на вспаханном под зиму поле почва смерзается в комки-грудки, отсюда оно и пошло.

Первого ноября (14-го по новому стилю) на Руси традиционно отмечали «курьи именины». Дарили друг другу украшенных лентами несушек и петухов, но сразу варить из них суп считалось дурным тоном. Наоборот, в честь праздника птиц баловали лучшим зерном. Из сараев и амбаров доставали зимние средства передвижения — различные сани, лыжи и прочие снегоступы. Как правило, серьезные снегопады случались во второй половине месяца, но до этого нужно было провести последние профилактические работы. Собственно, современным автомобилистам с этим тоже не стоит медлить: срочно «переобувайтесь», проверяйте аккумуляторы и, если у вас дизельный мотор, сливайте летнюю солярку из бака. Ибо скоро еще сильнее похолодает.

— Наступает так называемая климатическая зима, в этом году — на две недели раньше. На дорогах будет очень скользко, появится гололед. К нам приходит циклон с Атлантики, он принесет обильные осадки, причем этот снег скоро не растает, а ляжет надолго. Тем более что все совпадает с датой установления снежного покрова в нашей местности. В последние октябрьские выходные в столичном регионе ожидаем ниже нуля ночью, днем — 0 ... +2 градуса. С понедельника, 31-го, до конца рабочей недели дневная температура упадет и будет держаться на уровне –3 ... –1 градус, — говорит ведущий специалист центра погоды «Фобос» Евгений Тишковец.

А вот в Антарктиде сейчас третий месяц весны, ведь в Южном полушарии все наоборот. В теплые по меркам ледяного континента деньки 105 лет назад, 1 ноября 1911 года, англичанин Роберт Скотт отправился на штурм полюса. За бортом было всего –40 градусов, тогда как зимой там до –80. Цели участники экспедиции достигли, но на месте выяснилось, что тут уже побывали норвежцы под водительством Руаля Амундсена. На обратной дороге британцы погибли. Кстати, в команде Скотта числились и наши, русские. Однако к полюсу Дмитрий Гирев и Антон Омельченко не ходили, оставались в лагере на 84-й параллели. Потому и остались живы.