Вылитый Доцент

Алексей КОЛЕНСКИЙ

15.09.2016

10 сентября сотни москвичей заполонили уютный сквер напротив проходной «Мосфильма». Рвались ввысь бело-сине-красные шары, гремела медь духового оркестра, в самой народной гуще под белоснежной простыней притаился виновник торжества.

Четырнадцать лет, с 2001 года, знакомство с крупнейшей киностудией страны предваряли дружные крики: «Помогите! Хулиганы зрения лишают!» Высыпав из припарковавшихся у киноконцерна автобусов, экскурсанты ручкались с воспитательской «козой» Евгения Леонова. А в 2015-м бронзовый джентльмен удачи с Площади звезд исчез. Видеокамеры зафиксировали трудолюбивых гостей столицы, отделивших «тело» от грешной земли. Вскоре вандалы были найдены и приговорены к лишению свободы, но Доцента не спасли. Минул год, и к 90-летию со дня рождения Евгения Павловича памятник вернулся на законное место. 

Повторную церемонию открытия провели руководитель департамента культуры Москвы Александр Кибовский и скульптор Екатерина Чернышева, коллеги и друзья артиста — Никита Михалков, Марк Захаров, Иосиф Кобзон, Сергей Никоненко, Евгений Герасимов. 

Никита Михалков:

— Георгий Николаевич Данелия просил передать привет и спасибо тем, кто монумент спер, потому что сегодня есть еще один повод вспомнить его картину и Евгения Павловича Леонова. Я хочу поблагодарить компанию Bellagio, которая взяла на себя труд восстановить скульптуру. Вообще, если говорить про бизнес, они могли даже сами украсть памятник, чтобы столько народу пришло сюда открыть его вновь. И я готов делать это каждый год! 

Марк Захаров:

— Евгений Павлович был фантастически одаренной личностью, излучающей энергию добра, радости, остроумия. Он внес очень многое в строительство «Ленкома», в наших стенах остается его дух — аура, которой мы продолжаем питаться. Как-то я спросил Леонова: «Когда Вы стали народным артистом?» Он ответил: «После «Донской повести»... А я считаю — с «Белорусского вокзала». Это было наше единственное расхождение.

Он сыграл много замечательных ролей на сцене, апофеозом карьеры стала «Поминальная молитва» Григория Горина. Несмотря на еврейский первоисточник, постановка о Тевье-молочнике получилась интернациональной. Молдаване говорили: «Какой замечательный молдавский спектакль!» Так же тепло его принимали и армяне, и грузины... Леонов умел держать дистанцию — копил энергию для съемочной площадки и сцены. На репетициях и спектаклях мы часто вспоминаем Евгения Павловича, его неожиданные смешные поступки. Спасибо, Евгений Павлович, Вы меня слышите!

Иосиф Кобзон:

— Сегодня я с вами потому, что хорошо знал Евгения Леонова. Прекрасно помню нашу поездку в Лейк-Плэсид. Он занимал в автобусе последний ряд и в быту был очень скромным человеком. Когда за его автографами выстраивалась очередь олимпийских чемпионов, американцы недоумевали: кто это такой? «Великий артист!» — с гордостью отвечали мы.

А потом этот великий артист валял дурака с нашими футболистами на первенстве мира в Испании. Подавал мячи, шутил, бегал по полю... Но им это не помогло. А он любил сделать так, чтобы всем вокруг было хорошо, радостно. И не случайно этот небольшой памятник притягивает детей. Не все из них знают, кто такой дядя Женя... Но придут домой, спросят у родителей, и те покажут им его фильмы. Москва, Россия благодарят тебя, Евгений Павлович, за яркую талантливую жизнь.

Екатерина Чернышева:

— В 2001 году руководство расположенного неподалеку ресторана Bellagio заказало мне памятник, оговорили срок: всего три недели. Каким-то чудом я уложилась и даже кое-что добавила от себя — как видите, мой Леонов не носит парик... Когда Евгения Павловича похитили, у меня был шок. Это сделали люди из другого мира, которые не знают, кто такой Леонов, а главный вандал — тот, кто распиливал скульптуру. К счастью, в моей мастерской сохранился гипс для отливки, правда, в плачевном состоянии. На восстановление ушло два месяца, один день и одна ночь. 

У каждого свой Леонов, для меня он — прежде всего Винни-Пух и король из «Обыкновенного чуда». Образ Доцента соответствовал духу начала нулевых годов, но сейчас мы, конечно, будем создавать ему и другие памятники. Недавно у меня появились новые заказчики. Клуб моржей «Джентльмены удачи» попросил установить монумент в Малаховке, на берегу того самого пруда, где был найден шлем из фильма. Леонов предстанет в кепке и пальто заведующего детсадом Евгения Трошкина. 

Завершая церемонию, Сергей Никоненко пригласил гостей сорвать покров и возложить цветы. Под аплодисменты собравшихся и крики «ура» обнаружился старый-добрый Леонов... Лишь улыбка у «Доцента» стала шире, а взгляд — строже. Никита Сергеевич предложил всем, на удачу, потереть ноготок бронзового дяди Жени. «Козу» Леонова немедленно облепила детвора, дамы постарше принялись полировать лысину, одна — окутала розовой шалью и заключила народного артиста в объятия... «Хорошо, что его укрепили!» — дружно охали старушки.