«Русские дома», народная дипломатия и «скрытые послы»

Александр РАР

27.01.2012

В трудные 90-е на постсоветском пространстве и в странах Восточной Европы многие люди отказались от русского языка, рассматривая его исключительно, как речь «бывших оккупантов». Сегодня ситуация начала серьезно меняться: я чувствую и вижу, что на этих просторах постепенно возвращаются к языку Пушкина и Толстого, Достоевского и Солженицына. Именно поэтому сегодняшней России необходимо максимально широко использовать русскую культуру как элемент «народной дипломатии» — и для исправления имиджа страны за рубежом, и для приобретения новых друзей.

Буквально на днях я вернулся из Казахстана. Находясь там, понимаешь, насколько сильны могут быть русская культура и русский язык за границами России. В этой республике русский язык de facto является государственным, слышится повсеместно, и практически каждый казах неплохо его знает. Это очень важно. После развала Советского Союза казахи в Казахстане заняли ключевые государственные посты, однако многочисленное русское население практически не подверглось национальной дискриминации, как это происходит в ряде других постсоветских стран.

Конечно, нельзя не признать, что во всех этих республиках уже выросло поколение, ориентированное на английский язык. И это понятно, поскольку пока мы живем в монополярном мире, где американский образ жизни и ориентация на США до сих пор являются очень важными. Тем не менее интерес к русскому языку просыпается и, надеюсь, будет только расти.

Россия сегодня могла бы взять пример с Германии, которая через Гёте-институт работает в самых разных странах мира, преподнося им знания в области немецкого языка, истории и культуры. В России существует подобная организация — фонд «Русский мир». По моему твердому убеждению, его нужно максимально поддерживать и расширять до уровня немецкой сети институтов имени Гёте. Кроме того, по всему миру должны возникнуть «русские дома», которые станут инфраструктурой той самой «народной дипломатии» и будут позитивно влиять на умы западных элит.

Второй культурно-политический момент, который до сих пор в полной мере не задействован, но мог бы использоваться Российским государством, — это более плотная работа с русской диаспорой. В советское время это были политические эмигранты, которые во многом сохранили идеи старой России — православия, культурных и литературных традиций. Сегодня состав диаспоры изменился, однако потомки первой волны остаются людьми дореволюционной русской культуры. России нельзя забывать о том, что за ее рубежами проживают миллионы русских людей. Многие из них являются своеобразными «скрытыми послами» — разумеется, не политики, но культуры и идентичности.

То же самое я могу сказать о себе и своих друзьях. Мы, потомки той самой первой волны русской эмиграции, в душе остаемся русскими. Уверен, что с нашей помощью можно сделать очень многое для распространения русской культуры за пределами Российского государства.