Недоадреналинутые

Владимир ПЕРЕКРЕСТ, обозреватель «Культуры»

20.09.2013

Старая водительская присказка о том, что было в России две беды — дураки и дороги, а теперь одна — дураки на дорогах, давно устарела и стала не более чем фигурой речи. Гораздо опаснее сейчас пьяные и хамы.

На днях ГИБДД опубликовала статистику дорожных происшествий с участием выпивших водителей. За семь месяцев текущего года аварий стало на 2,2% меньше, чем за такой же период прошлого года. Но вот злая ирония случая: это сообщение вышло в свет практически в тот же день, что и другое, по-своему его иллюстрирующее. В Туве арестован водитель, который, напившись, не справился с управлением и врезался в остановку. Погибли пять человек, четверо из них — дети. Да, проценты снижаются, но по вине нетрезвых водителей в стране ежедневно гибнет пять человек. 1058 жертв за семь месяцев нынешнего года.

Не подвергая сомнению необходимость борьбы с пьянством, скажу, как человек, много времени проводящий за рулем: «употребляющие» водители — не единственная опасность для других автовладельцев и пешеходов. И пожалуй, не самая массовая. Гораздо чаще на дорогах сталкиваешься с банальным хамством. Поднакопив деньжат, хам пересел из трамвая в собственную или служебную машину, но старые повадки не бросил. Что ни день, в интернете появляются записи дорожных конфликтов, возникающих, казалось бы, абсолютно на ровном месте. Вот двое молодцов из джипа «Гелендваген», остановившись посреди плотного автомобильного потока, короткими ударами, которые можно угадать только по движению могучих плеч, лупят пожилого мужчину. Оказалось, что мужчина этот посмел посигналить впереди идущей шикарной «Бентли», которая, как какой-то спортивный «Опель», несолидно металась из ряда в ряд. Не додумался пожилой водитель, что люди в «Бентли» не чета ему — без охраны не ездят. Вот они-то, застоявшиеся секьюрити, как раз и были в том джипе. Вышли и, не снимая пиджаков, размялись дедушке по печени.

Или еще случай. Тоже недавний. Продирался другой хам на другом шикарном авто сквозь пешеходов на зебре. Не давил, конечно: хам, если его не злить, он же не убийца. Так, малой скоростью раздвигал прохожих передним бампером. И надо же было одному из них сделать замечание — тут же огреб борец за справедливость. В обоих случаях кулаками свое право на дорожные привилегии отстаивала челядь известных бизнесменов. Один из них банкир — Александр Ерхов, второго пока не называют. Видно, давно к их хозяевам не заходила налоговая…

Мне скажут: ну ты сравнил! Пьяный людей передавил насмерть, а хам всего лишь обматерил да тумаков навешал. Не соглашусь. Помните закон о переходе количества в качество? Убежден, что если хама вовремя не остановить, дать ему несколько раз безнаказанно пораспускать руки и язык, то наступит не самый прекрасный день, когда он «повысит планку». Помню случай, когда водитель шикарного «Мерседеса» не заметил предупреждающий о дорожных работах знак и въехал в яму. Выйдя, стал требовать у рабочих денежной компенсации, хотя внешне повреждений видно не было, да и машина оставалась на ходу. Дорожники платить не стали, резонно указав на поток машин, которые, повинуясь знаку, объезжали опасный участок. «Вот вы как?!» — примерно так сказал водитель и укатил. А через полчаса вернулся, достал пистолет и стал палить по работягам: одного убил, другого ранил. Отстрелявшись, благополучно уехал. В суматохе никто не запомнил его номера.

Такие случаи, увы, не единичны: травматические пистолеты есть у многих, с близкого расстояния выстрел в голову — верная смерть. Оружие, конечно, пускают в ход не каждый день, но дорожное хамство тем и опасно, что многогранно. Наглец на встречной полосе, решивший, что ему все позволено, ничуть не менее опасен, чем пьяный дурак. В Новосибирской области «лэндкрузер» затеял обгон по встречке, итог — три машины всмятку, пятеро погибших, включая самого лихача. Сообщений о наличии в его крови следов алкоголя нет — значит, вполне сознательно рисковал чужими жизнями и своей собственной.

Да, надо признать, сама дорога, особенно ночная да еще с хорошим освещением, мощный двигатель, подсветка в салоне, любимая музыка — все это провоцирует лихое, то есть агрессивное, вождение. А еще психологи говорят, что покуролесить за рулем любят те, у кого в жизни все размеренно и спокойно — мол, адреналина им не хватает. Но при чем здесь другие — те, кого эти недоадреналинутые унижают, оскорбляют, убивают?!

Между тем склонность к излишней агрессии легко определяется с помощью психологических тестов. Не пора ли включить в процедуру получения водительских прав и такую проверку? При приеме в полицию, например, многих претендентов после таких тестов заворачивают обратно — строгость отбора усилили после памятного случая с майором Евсюковым, устроившим стрельбу в супермаркете и убившим несколько человек. Может, настало время отсеивать и хамов — потенциальных убийц среди водителей? Тем более что дороги наши и так перенасыщены — пусть на них будет свободнее и безопаснее.

И напоследок еще из полицейской статистики. Самые аварийные «по пьяни» дни недели — это суббота и воскресенье. Приближаются выходные, так что, люди, будьте бдительны.