Привет Митрофанушке

06.03.2015

Кристина СИМОНЯН, руководитель регионального общественного движения «Мамы Москвы»

В канун 8 Марта хочется поговорить не об отношениях с мужчинами, не об ухаживаниях и любви, а о плодах этой любви — детях. Думаю, именно они — главный предмет забот и переживаний большинства женщин. И первое, что ассоциируется с этими переживаниями — школа, получение качественного образования. Тысячи родителей, и особенно родительниц, горько вздохнут и согласятся со мной. В свете действующего российского законодательства, прорехами которого регулярно пользуются чиновники, получить знания нынешнему поколению школяров и студиозусов все сложнее. В школах и лицеях дают какие угодно навыки, но крайне редко — знания.

Спросите у родителей любого ученика средней школы, и они подтвердят: их детей учат не думать, а сдавать ЕГЭ. Живой интерес к предмету подчас подменен муштрой и овладением казуистикой при сдаче разнообразных тестов. Наши дети не знают элементарных вещей и нацелены исключительно на результат.

Многие из нас застали три формы образовательной системы — советскую, перестроечную и российскую. Нам есть с чем сравнить сегодняшний образовательный раздрай, связанный с выдавливанием из системы бесплатного образования и тотальной коммерциализацией. Мне, эксперту Совета по образованию Госдумы РФ, профессору и кандидату педагогических наук (сообщаю эти сведения лишь для того, чтобы пояснить, что занимаюсь вопросами образования профессионально), непонятно, как можно было так написать закон «Об образовании», что, например, традиционные, десятилетиями исправно функционирующие группы продленного дня, которые выручили не одно поколение работающих мам, оказались «без четкого определения». Значит, пребывание в этих группах можно, если надо, обозвать «дополнительными образовательными услугами» и ежемесячно сдирать с родителей максимальную цену. Пользуясь тем, что взрослые пойдут на любые издержки, лишь бы ребенок не болтался после школы в поисках приключений и уличных соблазнов.

Ко мне постоянно обращаются родители, встревоженные бесконечными нововведениями и безответственностью чиновников за их последствия. Не буду говорить о потере воспитательных функций школы, она уже перестала учить и ограничилась по большому счету раздачей заданий, консультациями и коллоквиумами. То есть ушло главное — борьба за знания. Их заменили баллы. А что же учителя? Им, загруженным отчетностью, семинарами, переподготовкой, тоже некогда, тоже не до знаний. И все это спланировано и организовано, как вы понимаете, из лучших побуждений, из желания максимально решить поставленные государством огромные задачи. Как грустно пошутил знакомый директор школы, ученики все-таки мешают реализовывать закон «Об образовании». 

Сейчас, в марте, многие, кто не сделал этого раньше, начинают активно подыскивать вуз и налегать на подготовку к экзаменационным тестам. Но каждый год, и нынешний, думаю, не станет исключением, после набора студентов по результатам ЕГЭ вузы проводят внутреннее, ни на что формально не влияющее, тестирование первокурсников — чтобы самим уяснить, с кем придется работать, на что нам, преподавателям, ориентироваться и какие результаты прогнозировать. И, честно говоря, оторопь берет, насколько высокую степень безграмотности демонстрируют даже обладатели стобалльных результатов. Вы не поверите, но встречались воистину уникальные студенты, которые читали по слогам русский текст, путались в падежах родной речи и, почти как в анекдоте, не могли «сформулировать должности» Ленина и Сталина, не говоря уж об Иване Грозном, не знали, в каком звании был Суворов, не ведали, где находятся Куба, Панамский канал, Венесуэла... А поскольку ежегодно минимальный экзаменационный балл становится ниже, то, понятное дело, мы все больше удивляемся дремучей безграмотности наших детей. И я каждый раз задаюсь вопросом: когда прекратится развал России через образовательную систему? Согласитесь, это самый эффективный путь оставить страну без будущего, нанести прицельный удар по национальной безопасности. 

Да, мы бьем тревогу, разрабатываем поправки, участвуем в митингах и заседаниях на самых разных площадках. А в это время наших детей продолжают превращать в митрофанушек... Родители продолжают вкладывать деньги в репетиторов, а государство — в создание идеальной системы контроля при сдаче ЕГЭ. 

На всех мероприятиях по проблемам образования постоянно интересуюсь: «Почему авторы ЕГЭ перед тем, как ввести этот сложнейший и финансово затратный экзамен, не учли мировой опыт, не попытались спрогнозировать и предотвратить или хотя бы смягчить явные и неминуемые негативные последствия?» Нет ответа. Нет альтернатив. А фраза об уверенности в завтрашнем дне все больше ассоциируется с дном — что при такой системе образования неудивительно.


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий

Комментарии (1)

  • alt

    Сергей Сиволапов 09.03.2015 22:34:05

    Почему авторы не учли? Что за странный вопрос? Они учли все, что просили заказчики. Реформу образования профинансировало в начале нулевых МВФ. Был выдан многомиллиардный кредит, который осваивался структурами Высшей школы экономики... Зная как осваиваются такие кредиты, уверен, он был связанным, то есть предполагал обязательное привлечение западных институтов и неправительственных структур к разработки документов реформы.
    Так что процентов на 70 кредит там и остался.
    Зачем он вообще был нужен, когда наша казна была далеко не пуста - тайна покрытая мраком. Вэшисты полностью выполнили зарубежный заказ. Кстати, "идеологом" реформы образования якобы является основатель и ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».Ярослав Кузьминов, имеющий ученое звание "доцента". По образованию он экономист, впрочем как и его жена, бывшая на тот момент министром экономического развития Эльвира Набиуллина.
    Поэтому авторские причитания по поводу , почему , чего-то не учли, это лирика. Есть более насущный вопрос, как исправлять сложившуюся ситуацию. Я не поклонник Сталина, но в данном случае, обращаю внимание на реформу образования 1936 года, давший поразительный эффект, и обеспечивший Советскому Союзу лидерство во многих областях науки и техники в 50 -60 годы двадцатого века.
    Важно не только ее содержательная часть, хотя многое было позаимствовано из дореволюционной школы, а как она готовилась и как проводилась. С одной стороны жестокий механизм тоталитарного государства вынужденный проводить по сути мобилизацию, а с другой стороны широкая общественная и научная проработка программ . учебников, методов образования. Как раз всего того, на отсутствие чего и жалуется нам госпожа Симонян. Это удивительно еще и потому, что вроде бы в наш век гласности и демократии и прочего всенародного обсуждения, вроде подобного похабства и не должно и быть.
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть