Сердечная недостаточность

Юрий ЗАЙНАШЕВ, журналист

04.02.2015

Гибель 81-летней бабушки-блокадницы на пороге полицейского околотка в Кронштадте вызвала гнев у многих россиян независимо от политических взглядов. Все осуждают поразительное бездушие сотрудников магазина и полиции. Уж, казалось бы, старшее поколение, пенсионеры, чья жизнь день ото дня становится все труднее, могут рассчитывать на уважение, сострадание, простой человеческий такт. 

Пережившая в детстве блокаду Рауза Галимова умерла в отделении МВД в Кронштадте во вторник 3 февраля, в 16.30. Предварительно причиной смерти называют острую сердечную недостаточность. Как бы горько скаламбурили публицисты советских времен, на самом деле недостаток сердечности проявили окружающие. Галимову задержали якобы при попытке вынести из продуктовой лавки три пачки масла, общей стоимостью рублей в триста. Предположим, это так и было (хотя, скорее всего, нет). Ну, пристыдите старушку да и отпустите с Богом. Еще лучше, конечно, — оплатите несчастное масло из своего кармана. Однако желающих не нашлось. 

Работники магазина говорят, что бабушка была у них постоянной покупательницей и уже не раз пыталась красть, поэтому, мол, терпение и лопнуло. Вызвали полицию. Наряд отконвоировал старушку в участок. Хорошо хоть в наручники не заковали. Но и угрозы ареста для пожилого человека оказалось более чем достаточно...

При себе у задержанной не было документов. И опять же — вместо того, чтобы отправить ее на том самом «воронке» домой, сделать скидку на возраст и ничтожность обвинения, околоточные принялись выполнять свои служебные обязанности — устанавливать личность. Старушке стало плохо. Полицейские вызвали «скорую». Прибывшие медики провели «реанимационные мероприятия». Безуспешно. Сердце женщины не вынесло — то ли страха, то ли стыда.

Когда вокруг гибели пенсионерки поднялся шум, руководство питерской полиции поспешило объявить о проведении служебной проверки. Трагедию взял на карандаш уполномоченный по правам человека Петербурга Александр Шишлов. А печально прославившийся кронштадтский магазин в тот же день закрылся — «по техническим причинам». От репортеров его администрация скрывается.

Результаты собственной проверки поспешила обнародовать и питерская прокуратура. По данным пресс-службы ведомства, доказательства вины блокадницы найдены не были: «На видеозаписи видно, что она на месте у кассы предлагает рассчитаться, у нее руки трясутся, но сотрудники магазина отказываются и вызывают наряд полиции». В прокуратуре говорят, пенсионерка могла не заметить продуктов, лежащих под сумкой, более того, «директор магазина настояла, чтобы женщину забрали в полицию, у нее не было с собой документов, удостоверяющих личность». Наконец высказался и Следственный комитет РФ. Его официальный представитель Владимир Маркин сообщил о возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности). Впрочем, даже если предположить, что следствие будет двигаться с подобной скоростью, когда спадет шумиха, а питерский суд вынесет свой вердикт максимально оперативно, саму Раузу Галимову уже никто не вернет...

Впереди у всех нас нелегкие времена, пережить которые, в принципе, можно и должно — не такое переживали. Однако времена эти станут абсолютно невыносимыми, если мы забудем, что милосердие ценнее масла. Если к западным санкциям, которые в определенной степени сплачивают народ, добавятся наши взаимные санкции по отношению друг к другу — убийственная (во всех смыслах) жестокость.

Коллеги по обществу блокадников отзываются о Раузе Галимовой только с хорошей стороны. Квартира у нее была чистой и уютной, членские взносы в организацию «Жители блокадного Ленинграда» она вносила аккуратно, жалоб на предмет ее клептомании они не слышали. Если бы услышали, говорят, то непременно показали бы ее врачу. Блокадники вообще сомневаются в том, что бабушка сознательно попыталась вынести масло. Скорее всего, у 81-летней женщины просто помутилось в голове, это обыкновенная в таком возрасте рассеянность. Или — сработал внутренний сигнал: известно, как старики, пережившие блокаду, относятся к продуктам питания. Страх остаться голодными преследует их всю оставшуюся жизнь, порой давая о себе знать самым неожиданным образом.

...За неделю до петербургской трагедии подсудимая Евгения Васильева открыла в столичной модной галерее выставку своей графики. Готовится к печати ее очередной поэтический сборник. Ни милосердия, ни стыда — страшный диагноз для общества. Может привести к остановке сердца.


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции