Татарская правда

Вадим БОНДАРЬ, публицист

08.12.2014

777 лет назад, в декабре 1237 года, началось татаро-монгольское нашествие на Русь под предводительством хана Батыя. За которым последовало так называемое татаро-монгольское иго. Долгое время его влияние на последующее развитие России считалось роковым. Так ли это?

Начнем с того, что авторами теории о завоевании Руси бесчисленным кочевым сбродом, не знавшим жалости и законов цивилизации, за 240 лет своего владычества пересадившим все это на нашу почву и укоренившим в менталитете русского человека, были западноевропейцы. Приглашенные в первой половине XVIII века для работы в Российской академии наук, в основном немецкие историки, прославились не только печально знаменитой Норманской теорией о неспособности русских к самостоятельной государствообразующей деятельности, но и наукообразными сказками о монгольском изъяне, окончательно сделавшем из русских неизлечимо нецивилизованный народ. Даже такой мыслитель, как Карл Маркс, не избежал увечного западного подхода к России и русским. В своей работе «Разоблачения дипломатической истории XVIII века» он пишет: «Московия была воспитана и выросла в ужасной и гнусной школе монгольского рабства... Впоследствии Петр Великий сочетал политическое искусство монгольского раба с гордыми стремлениями монгольского властелина, которому Чингисхан завещал осуществить свой план завоевания мира». 

Запад до сих пор муссирует выводы о том, что русские — потомственные рабы и одновременно — агрессивные и жестокие поработители других народов. Сегодня эта мысль активно используется в качестве инструмента идеологической борьбы с Русским миром в Восточной Европе, на Украине и других постсоветских республиках. 

Однако идеологические штампы имеют мало общего с исторической правдой. А она такова. Во-первых, этноним «татары» является собирательным и до сих пор вызывает много споров об истоках своего происхождения. При этом историками-языковедами доказано: современные российские татары не имеют отношения к тем, кто приходил воевать с Русью, а являются прямыми потомками булгар. О том, что на Русь, помимо «татар», приходили еще и монголы, стало известно вообще лишь в начале XIX века. То есть термин «татаро-монголы», мягко говоря, очень приблизительный и, вполне возможно, не имеет ничего общего с подлинным этносом завоевателей. 

Во-вторых, некоторые ученые считают, что в XIII веке Русь была завоевана не варварами-дикарями, а представителями некоей полиэтнической цивилизации. Со своей уникальной письменностью, деньгами, первыми в мире прообразами удостоверений личности — «тамга», регулярной почтой (от одной станции (ям) до другой почту передавали по эстафете; именно благодаря этим «дикарям» в России такая почта появилась задолго до Европы) и многим другим.

Жили они не в беззаконии и не по всевластию хана. У них была написанная Чингисханом конституция — Яса. Уникальный для того времени документ. В управлении подвластными народами, и Русью в том числе, они придерживались наставлений того же Чингисхана, выраженных им в сборнике «Тунджин» («Книга запретов»). Подчинение хану заключалось в признании его верховной власти, выплате дани, пополнении ордынского войска, содержании баскаков и отрядов, посылаемых на Русскую землю. 

Татаро-монголы дали Руси возможность управляться своими князьями, не затронув ни ее обычаев, ни религии. Напротив, Русской православной церкви был предоставлен ряд сословных и политических льгот. Дани она не платила. Российский историк XVIII века Татищев упоминает, что большинство современных ему христианских монастырей и храмов построены в период подчинения Руси Орде. Дошло до того, что в 1261 году в столице Орды, Сарае, было создано православное епископство.  

Татары не препятствовали восстановлению разрушенных городов и сел, торговых путей, развитию ремесел и даже военной мощи. Никак не боролись с культурной самобытностью русского народа. Пребывание в составе Золотой Орды было для Руси школой толерантности. 

Еще один интересный момент. Не будем забывать, что современный Китай также многим обязан татаро-монголам. Например, той же династии Юань, давшей Поднебесной деньги из шелка и бумаги, которые так понравились китайцам, что и современную валюту они называют юанями. Как показывают последние события, роднит нас с китайцами и уважение к нормам и принципам международного права и дипломатии. Неудивительно. Ведь именно Чингисхан ввел принцип неприкосновенности дипломатов.  

Тут самое время сказать в-третьих. Зачем монголы пришли на Русь? Своих послов с предложением дружеских и вассально-дружеских отношений они отправляли в разные земли и к разным правителям. Прислали таковых весной 1223 года с предложением мира и на Русь. Однако собравшиеся в Киеве князья, под руководством старшего киевского собрата, приказали их убить. О чем вскорости горько пожалели. Татары пришли и забрали под свою руку разрозненные княжества, подобно тому, как некогда киевские князья взяли под свою власть древлян, уличей, тиверцев, вятичей, кривичей и другие племена-народы, создавая Киевскую Русь. К слову, в Старом Свете дело обстояло гораздо хуже. Видный государственный деятель и историк екатерининской эпохи Иван Никитич Болтин по этому поводу писал: «Найдется ли один народ в Европе, который бы остался на своем месте? Каждый грабил, разорял, истреблял слабейшего ему соседа, а после и сам равной участи подвергался от другого сильнейшего его».

Нахождение под властью Орды было лишь одним из этапов существования русской государственности. Унаследовав после ее развала технологии функционирования великой империи, Россия смогла раскинуться на 1/6 земного шара, объединив под сенью Русского мира разные народы с разными обычаями и религиями. По всей видимости, именно это является первопричиной всяческого антирусского и антироссийского фантазерства и очернительства, исходящего от наших вековых заклятых «партнеров».