Лицемеры против Пореченкова

Петр АКОПОВ, публицист

02.11.2014

От актера Михаила Пореченкова прогрессивная общественность требует покаяния — председатель Союза журналистов Москвы, главный редактор «Московского комсомольца» Павел Гусев говорит, что актер сделал подлость, и если на Украине погибнут журналисты, то их кровь будет на руках Пореченкова. Союз журналистов России выступает со специальным заявлением, в котором «глубоко сожалеет» о безответственном поступке актера и призывает его принести публичные извинения журналистам. Что же натворил популярный актер?

Если кто еще не в курсе — Пореченков привозил в Донецк гуманитарную помощь и фильм «Поддубный». Заехал к бойцам в районе донецкого аэропорта, где и во время перемирия продолжаются перестрелки. В сюжете местного телеканала «Новороссия-ТВ» показали, как актер в бронежилете и каске целится из пулемета и отвечает на вопросы журналистов. «Ребята уже дали вам пострелять? А из чего бы вы хотели пострелять? А то тут с этим проблем нет», — слышен женский голос, принадлежащий, по всей видимости, корреспондентке этого канала, родом из местных. Пореченков отвечает, что уже настрелялся в 2008 году, потом позирует для телекамеры и дает несколько очередей из пулемета. Зарабатывая тем самым уголовное дело на Украине — как «участник незаконных вооруженных формирований».

В реакции Киева нет ничего удивительного — но на актера обрушилось и российское журналистское сообщество. Формально по другому поводу — на Пореченкове была каска с надписью «Пресса». А значит, взяв в руки оружие, как заявляют Гусев и СЖР, он подставил всех журналистов, рискующих своими жизнями в горячих точках. Журналисты не могут брать в руки оружие, возмущаются руководители. «Пацан с двумя извилинами» — подлец, из-за которого теперь будут стрелять в представителей прессы.

Растерянный Пореченков только и мог сказать, что не понимает причины скандала — он же не стрелял по украинским позициям, на надпись «Пресса» на каске не обратил внимания (что дали, то и надел), и вообще неправильно раскручивать эту «случайную, досадную историю». Настойчиво пытавшей его корреспондентке «Эха Москвы» актер прямо сказал: «Это неправильно. Это неправда. И вы сами это знаете прекрасно, но все равно это делаете. Зачем? По всей видимости, вы воюете, а не я. Вот в чем дело. Зачем вы это делаете?». Действительно, все воюют. Одни за свою страну, а другие — против.

Возмущение журналистских функционеров насквозь фальшиво. Во-первых, принадлежность к той или иной профессии определяется не тем, что написано на твоей кепке или майке, а тем, чем ты занимаешься. Вот если бы актер (а также телеведущий и продюсер) приехал в Донецк снимать репортаж для какого-нибудь федерального канала, нацепил каску «Пресса» и открыл огонь по украинским позициям — это было бы прямым нарушением профессиональной этики. Но Пореченков приехал как частное лицо, чтобы поддержать ополченцев — и единственный его прокол в том, что он не увидел надписи на каске, которую ему предложили (она расположена на задней части шлема). Если кто-то и в самом деле думает, что видео с популярным актером (чья личность знакома абсолютно всем), стреляющим из пулемета в каске с надписью «Пресса», способно стать поводом для того, чтобы убивать военных журналистов, то у него очень извращенная картина мира.

Во-вторых, в журналистов стреляют всегда и везде, вне зависимости от того, есть на них опознавательные знаки или нет. И очень многие работающие в горячих точках репортеры никогда не надевают каски или бронежилеты с символикой «пресса», справедливо считая, что такой экипировкой они лишь вызовут огонь на себя. Более того — многие журналисты берут в руки оружие и стреляют: одним хочется адреналина, другим — просто попробовать, третьим — установить более тесные отношения с теми, на чьих позициях они находятся. Да, они не стреляют по противнику, по людям, по позициям (за редким исключением — потому что и такое бывает, особенно когда это «твоя война» или же вообще война твоего народа) — они палят по руинам, стреляют в воздух или в какое-нибудь подобие мишени. Журналисты берут в руки оружие — как бы ни лицемерили кабинетные журналистские начальники, предпочитающие отстреливать слонов в Африке. Просто они предусмотрительно не позируют с «пушкой» в руках. Вот такая профессиональная хитрость. О ней все знают, но ради «корпоративной солидарности» делают невинную мину.

Реакцию руководства СЖР на историю с Пореченковым нельзя назвать иначе как гнусной. Фальшивой заботой о безопасности военных корреспондентов прикрывается желание обвинить нормального русского мужика в том, что он поехал на войну поддержать своих. Пореченков не журналист — но обвиняют его как журналиста. Он позировал с оружием в руках, потому что это драйв, это война, потому что он хотел тем самым поддержать бойцов и понимал, что пресса любит красивые кадры. К чему весь этот лживый пафос про «кровь на руках»? Я верю, что он не видел надпись «Пресса» на каске — ну или как минимум не придал ей значения, не подумал, к чему это может привести. И я не верю Гусеву и СЖР, когда они утверждают, что заботятся о военкорах. Подозреваю, что для Союза журналистов это просто повод вылить либеральную желчь на тех, кто поддерживает борьбу Новороссии. О том, что забота — лицемерная, говорит хотя бы тот факт, что поездка Пореченкова стала поводом для специального заявления, а вот гибель оператора Первого канала Анатолия Кляна, как и убийство фотокора «России сегодня» Андрея Стенина и его двух новороссийских коллег, не были удостоены такого публичного демарша.