На русский не переводится

Владимир ХОМЯКОВ, сопредседатель движения «Народный Собор»

24.07.2013

Если некоему медику придет в голову безумная идея лечить диарею наложением гипсовой повязки на живот, его сочтут, мягко говоря, не вполне доучившимся. И поделом. Потому что кости, как всем известно, это одно, а кишечник — принципиально другое, и то, что работает для одной системы, не работает для другой. Отчего же подобная простая мысль не приходит в голову людям, отвечающим в России за выработку стратегических подходов во внутренней политике и идеологии?! 

Недавно на портале госзакупок появился заказ на проведение ряда исследований, государство готово потратить на них аж 40 миллионов рублей. Какие же темы интересуют заказчика? Вот лишь некоторые, заранее прошу у читателей прощения за тяжеловесность чиновничьего стиля. Итак — опыт взаимодействия властных структур и оппозиции в США, Канаде и развитых европейских странах «методами законодательных механизмов, институциональных, структурных реформ и публичной политики» с «выделением актуального и применимого в России опыта и обоснованными предложениями по его интеграции в текущих российских условиях». Совершенствование российского законодательства и институционального дизайна в соответствующей сфере публичной политики с учетом лучших зарубежных практик. Эволюция партий на Западе. И т.д., и т.п.

Хорошо, конечно, что наверху вообще этим вопросом озаботились — как работать с оппозицией, не прибегая к помощи правоохранительной и судебной систем. Но уже по тому, как сформулированы темы заказанных исследований, ясно, что ответы на наши, российские, вопросы снова станут искать у «передового» Запада. Не понимая, что это совсем другой тип цивилизации, у которой свои ценности, смыслы, принципиально иные подходы к мировосприятию. Это примерно как школьник, списывающий на контрольной ответы у соседа по парте: все списал точно, а почему-то опять двойка. Да потому что у соседа совершенно другой вариант задания.

Такое непонимание индивидуальности стоящих перед нашей страной задач происходит единственно потому, что в умах едва ли не всех наших аналитиков (изучавших сначала «научный коммунизм», а затем — столь же «научный» антикоммунизм) твердо сидит абсолютно ложный посыл, унаследованный от многих поколений либералов-западников. В основе его — отрицание самого факта существования русской цивилизации и предписание считать Россию частью цивилизации западной. При этом — частью «ущербной», «недоделанной», а потому обреченной на вечное ученичество и подражательство. Все прочие умопостроения и разработки строятся именно на этой, изначально ошибочной, основе, и потому конечный результат при любых методах решения задачи просто в принципе не может быть правильным. 

Вот лишь один показательный пример. Практически все концепции для России последнего времени, были ли их авторами либералы, коммунисты или «патриоты», базировались на абсолютно незыблемой для «западнического» сознания марксовой аксиоме о том, что бытие определяет сознание. И потому, мол, регулируя материальную сторону человеческой жизни, можно формировать нужным образом и его сознание: духовность, культуру, нравственность и т.д. Но штука-то в том, что аксиома товарища Маркса (как, кстати, и практически все его учение, что на склоне лет признавал и сам великий экономист и философ) имеет абсолютно локальное приложение, то есть работает в пределах конкретной западной цивилизации и ее миропонимания. Едва ли не все прочие великие цивилизации складывались вокруг идей, а отнюдь не желания кушать завтра больше, чем сегодня, с выстраиванием под эту «великую цель» всего остального.

Впрочем, даже Запад в начале своего постхристианского пути начинал с декларирования идей — «свободы-равенства-братства», ради которых уничтожал религию, рубил головы королям и аристократам, ниспровергал нормы и шагал к «светлому капиталистическому будущему» по своим и чужим трупам. Однако итогом замены духа и нравственности всевластием прагматического разума (играющего к тому же подчиненную по отношению к материальной стороне бытия роль) стало сведение всего и вся к примитивнейшим формулам вроде: «цель жизни — деньги (потребление)», «степень свободы определяется количеством денег», «властвует тот, у кого больше денег» и т.д. 

Говорю это не для того, чтобы демонизировать Запад, но лишь чтобы подтвердить давно очевидную для многих (исключая обладателей менталитета списывающего школьника) истину, что мы — тысячелетняя Русская цивилизация — другие. И потому рецепты, работающие там, в абсолютном большинстве случаев непригодны здесь. Просто мы одни и те же вещи понимаем по-разному. Их «социум» — совсем не то же, что наше общество, в основе которого понятия «общий», «община». Их «менеджмент» — принципиально иное, чем наше управление, которое происходит от «правда», «править», «исправлять» — то есть преобразовывать мир вокруг себя в соответствии с Правдой Божьей.

И если этой принципиальной разницы не понимать, если не начинать работу с определения характерных для России ценностей, смыслов и целей развития, то результат всех проводимых исследований, сколько за них ни плати и у кого ни заказывай, будет все тот же. То есть никакой (если не считать освоения сметы). Ибо сама задача ставится неправильно.

Гипсовые повязки, ну хоть ты тресни, не помогают от диареи — даже если закупать их на 40 миллионов рублей ежегодно…