18.07.2013
Очень-очень хочется верить, что в отличие от Андреасяна, озабоченного недостаточным, я бы сказал, халатным, сохранением человеческого достоинства его сограждан в российских судах, Арутюняну все равно, в чем он сейчас сидит перед людьми на скамье. Я хочу думать, что одежда, бритье, холение ногтей и ондулянсион его сейчас не заботят. Мне кажется, он сейчас испытывает ужасающие муки совести, несовместимые с заботами о внешнем приличии. «Господи, — должен думать, по моему мнению, Грачья Арутюнян, — зачем я сел за руль этого снятого с учета грузовика? Разве деньги, которые я хотел заработать, стоят того, чтобы погибли 18 человек, включая одного ребенка? Разве памятник на могилу сына, который я хотел купить на заработанные таким образом деньги, — соизмеримый повод убить 18 человек по небрежности, по безответственности своей и легкомыслию?»
Конечно, в голову Арутюняну не залезешь. Вину он не признает. Но если он всего этого не думает, а думает о чем-то другом, если халат цветастый на него надели, чтобы разжалобить суд, имиджмейкеры и адвокаты, то я против того, чтобы дышать одним воздухом с Грачьей Арутюняном. А если он так думает... Тогда всем нам стоит разобраться во всей этой истории попристальней: мы тут на постсоветском пространстве долго вместе живем и нам еще долго вместе жить — тем, кто выжил, разумеется, и в автокатастрофе, и в геополитической, когда Союз распадался.
Прежде всего я бы хотел, чтобы Карен Андреасян, главный правозащитник Армении, а также тамошний председатель парламента Овик Абрамян, уже присоединившийся к халатным возмущениям и даже отписавший по этому поводу нашему омбудсмену Владимиру Лукину, задались простым вопросом: почему житель Еревана Грачья Арутюнян, у которого есть еще жена и дочка, пытается заработать на памятник покойному сыну в районе новомосковского поселка Ознобишино? И не стоит ли правозащитникам озаботиться не цветочками на халате, а правом Арутюняна — и тысяч ему подобных — на труд в родной Армении?
Увы! Армения прекрасна, гостеприимна и готова давать уроки новому Андрею Битову — если таковой появится. Как сейчас помню восхищенную историю из его книги: «Пресловутый анекдот об учителе гимназии, покончившем с собой из-за отмены ятей, в Армении не пользовался бы успехом. Он бы не был смешон. Такой человек в Армении мог бы быть национальным героем». В Армении и теперь можно услышать нечто подобное, возвышенное и прекрасное. А на неделе страстные речи звучали у российского посольства: там пикетировали дипучреждение в свете все той же борьбы — гомонили, предлагали нашему послу самому обрядиться в унижающий человеческое достоинство цветастый халат.
Но чаще в Ереване все же слышишь: у нас негде работать, алчные владельцы продали гордые торговые марки иностранцам, а трудно сохранить геройскую выправку, высоту духа и человеческое достоинство, пребывая в нужде и горе. Нечто похожее я недавно слышал в независимой Прибалтике, разглядывая пустые разоренные цеха ВЭФа и дивясь цифрам оттока населения, преимущественно молодого, за лучшей долей в Евросоюз. (Хотя вот странно: сами члены Евросоюза, а едут в Евросоюз — а ведь все тот же Битов писал, что язык не обманешь).
Получается, мы к вам по-битовски, по-старосоветски — за красотой кованого алфавита. А вас дома нет, вы в Голландии сантехниками, в Тюмени экспедиторами, в Подольске шоферами работаете. И тот факт, что семь раз на российских дорогах штрафовали вас за нарушения, и что бестрепетно и без разрешения садитесь вы за руль грузовика, сварганенного из трех старых, свидетельствует: плохо дело. Размываются, рассыпаются гравием по шоссе уроки Армении. Сочувствие, которое выразил президент этой республики родственникам погибших и пострадавшим под Подольском, только еще раз подчеркивает: надо набраться духу, как учат родные алфавиты и героические примеры прошлого, да и подумать над тем, что составляет основу нормальной человеческой жизни — о работе для своих граждан, достатке и мире в их семьях, а не о том, о чем обычно власть думает.
Очень плохо, глупо выглядят разные омбудсмены и политики, что наши, что соседские, когда остатками подгнивающих ниток пытаются подштопать обвальные проблемы своих стран и граждан. Что наши, доведшие число сирот в стране до сотен тысяч, но предъявляющие жесткий счет в первую очередь не себе, а американцам. Что армянские — сначала допустив действительное унижение своих граждан, вынужденных скитаться где попало в поисках куска хлеба и терять облик человеческий, а потом с остаточным, сильно подрастерянным пафосом (и не без восточных хитростей) гневно протестовать против цветочков на халате, исподволь задвигая на задний план чудовищное горе одних и чудовищную безответственность других.
Мы друг другу не чужие. И уроки Армении помним, и проблемы понимаем, и одеть подсудимого лучше все-таки в штаны с рубахой, что и будет, уверен, вскоре сделано: такие силы международного развертывания поднялись! Но вот что важно помнить: это не мы обули гастарбайтера Грачью Арутюняна во вьетнамские резиновые тапочки. А вы.