Не закручивая гаек

Ольга ТУХАНИНА, публицист

22.09.2014

Адвокат Марк Фейгин, известный широкой публике по защите девушек из скандальной группы «Пусси Райот», 21 сентября, в тот самый день, когда на улицы Москвы вышел так называемый «марш мира», написал у себя в твиттере: «Только представьте, сколько всего бы не произошло, если бы тогда, 10 декабря 2011-го, мы бы с Болотной не по домам пошли, а за шинами?»

Понятно, что господин юрист прямо намекнул на события в соседней стране, где мирные поначалу выступления в итоге окончились государственным переворотом. То есть Марк Захарович публично сожалеет о том, что три года назад в России не состоялась очередная цветная революция. Подобные заявления в социальных сетях вовсе не редкость. Многие персонажи, известные и не очень, регулярно угрожают осуществить у нас в стране насильственную смену власти, либо же переживают из-за того, что никакого переворота до сих пор не произошло. Наша публика как-то привыкла к подобным заявлениям — они не воспринимаются даже в качестве эпатажа. Ну, есть у нас прослойка людей, которые были бы не против пожечь в центре Москвы покрышки и въехать в Кремль на спинах ликующего меньшинства, — и ладно.

На самом же деле подобные заявления ставят перед нашим обществом серьезнейшие вопросы. Между прочим, ключевые вопросы любой демократии. Их задавали себе и в прошлом веке, и в позапрошлом. К примеру: как соблюдать баланс между демократическими свободами и желанием определенных сил, пользуясь этими свободами, разрушить самую идею демократии и подорвать демократический строй? Парадоксальным тут выглядит одно: ранее такого подрыва ждали от сторонников мессианских политических учений. От откровенных фашистов, допустим. Или же от коммунистов. А сегодня прямая и явная угроза исходит от людей, которые всегда публично объявляли себя либералами.

Впрочем, о демократии эти люди говорят все реже. Почти не упоминают ее. Потому что если большинство, по их мнению, ведет себя неправильно, то это большинство следует силовыми методами заставить принять другой порядок вещей. Правда, не совсем понятно, что тут остается от либерализма, от прав и свобод человека? Перед нами явно тоталитарное учение, маскирующееся какими-то красивыми терминами. Адептов этого учения у нас достаточно много, они активны и пользуются поддержкой на Западе.

Нашему обществу предстоит решить, как быть с этой проблемой. Что бы ни говорили наши недоброжелатели, за последние годы мы привыкли жить в свободной стране. По-настоящему свободной, а не так, как на Западе. У нас, допустим, можно высказывать любое мнение по отношению к сексуальным меньшинствам. Вы можете выступать как за них, так и против. На Западе во втором случае вы моментально лишитесь своей работы, особенно если вы публичный человек.

Так вот, терять свободы никому не хочется. И власть наша последовательно поддерживает демократические принципы. За последнее десятилетие мы ни разу не видели на улицах наших городов таких побоищ во время разгонов несанкционированных митингов, какие регулярно происходят в США, Грузии, Испании. Но наша оппозиция раз за разом проверяет, насколько широко распространяются эти свободы в России. Если согласовали митинг, завтра потребуют перекрыть всю Москву для марша. Если согласовали марш, завтра попросят Красную площадь. Властям будут врать, будто являются законопослушными гражданами, а в своих группах социальных сетей станут открыто призывать к погромам и противоправным действиям, руководствуясь формулой «нет у вас методов против Кости Сапрыкина» (есть такой оппозиционер, если кто не знает).

Тот же Марк Фейгин как-то уже забыл, что за покрышками хотя и не ходили, но 6 мая 2012 года протестующие атаковали служителей порядка, шли на прорыв, бросали куски асфальта — за что и попали под уголовное преследование. Что вызвало целую волну возмущения «репрессиями». Репрессии или нет, но у нас в стране, слава Богу, десантники из Рязани не ездят воевать с ополченцами в Томск. А вот на демократической Украине такое сплошь и рядом: призывники из Днепропетровска убивают своих соотечественников из Донецка. Если наша прогрессивная общественность не видит прямой связи между ритуальными прыжками на майдане и последующим кровопролитием, то мы, не очень прогрессивные, такую связь наблюдаем отчетливо. Более того, мы даже знаем спонсоров и выгодополучателей происходящего.

Отсюда и стоящая перед нами (и властями) проблема: как избавить страну от грядущих потрясений, не закручивая гаек и не лишая людей тех свобод, которые они заслужили? Печатание бесконечных запретов с помощью станка Государственной думы эту проблему, надо полагать, не решит. А вот усугубить может запросто.

Серьезных предложений пока нет. Но проблема существует, и если мы ее не решим, последствия могут оказаться печальными.