Жаркая осень Молдовы

Владимир БУКАРСКИЙ, политолог

19.09.2014

Еще одной страной, где может вспыхнуть гражданский конфликт, вслед за Украиной становится Молдова. Выборы в молдавский парламент, назначенные на 30 ноября, пройдут на фоне резкого обострения обстановки. 

Молдавское общество расколото на два лагеря: сторонников прозападного и приверженцев пророссийского векторов развития. Подавляющая часть политической, научной и творческой элиты Молдовы в основном ориентирована на Запад. Причем, если идеи вступления в НАТО или вхождения в состав Румынии разделяются далеко не всеми представителями элит, то идея евроинтеграции соблазнительна для большинства. Высок процент поддержки «западнического» курса и среди молодежи.

Однако более широкие слои населения страны отдают предпочтение противоположному вектору. Независимые оценки показывают, что идею вступления страны в Таможенный союз поддерживает 56% населения. Особенно велика поддержка евразийского вектора среди людей старшего поколения, а также — представителей национальных меньшинств и целых регионов. Показателен консультативный референдум, состоявшийся на территории Гагаузской автономии в феврале этого года, в ходе которого 98% жителей Гагаузии высказались за Таможенный союз.  

Несмотря на многочисленные протесты общественности и предостережения ряда экономистов, молдавское руководство подписало и провело через парламент ратификацию соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Ответом стало введение защитных мер со стороны России в отношении молдавской сельскохозяйственной продукции. Это поставило всю экономику республики на грань выживания.

Отметим еще одно сходство Молдовы с Украиной. Это наличие олигархического капитала, который, как и в соседней стране, активно поддерживает направленность на Европу. Речь, в частности, о Владе Плахотнюке, который контролирует одну из партий правящей коалиции и даже, как говорят, — прокуратуру, судебные органы и Центризбирком. В его распоряжении — медиахолдинг из пяти телеканалов, активно занимающихся пропагандой «светлого европейского будущего» Молдовы. 

«Коалиция проевропейского правления» контролирует 54 из 101 места в парламенте страны. Однако на выборах успех прозападных партий далеко не очевиден. По данным социологических опросов, они могут получить в общей сложности не более 40–45% голосов избирателей. Примерно столько же составит и доля левого лагеря — Партии коммунистов и Партии социалистов. При этом, если коммунисты во главе с экс-президентом Владимиром Ворониным в последние месяцы все больше проявляют склонность к компромиссам с прозападными силами, то Партия социалистов, возглавляемая экс-министром экономики Игорем Додоном, четко ориентируется на евразийский вектор. Организованный ими 14 сентября в центре Кишинева марш в поддержку вступления Молдовы в Таможенный союз собрал около 40 000 участников. Важная деталь: в рядах социалистов много молодежи, способной (в отличие от более возрастных сторонников коммунистов) противостоять еврорадикалам в борьбе «за улицу».

Сторонники пророссийского развития как никогда близки к победе на предстоящих выборах. Вопрос в том, дадут ли им победить. Уже сегодня раздаются призывы к запрету Партии социалистов и других сил левого лагеря, открываются уголовные дела против неугодных политиков и даже священнослужителей. После того как синод Молдавской митрополии, входящей в состав Московского патриархата, принял ряд заявлений с критикой в адрес Евросоюза и действующей молдавской власти, в подконтрольных правительству и олигархам СМИ началась очередная антицерковная кампания. 

У правящей коалиции в запасе два козыря — уличные демонстрации и внешний военный фактор. В Молдове, как и на Украине, существуют неонацистские молодежные организации, формирующиеся вокруг футбольных фан-клубов и тесно связанные с радикальными движениями соседней Румынии, чье руководство в лице президента Траяна Бэсеску и премьер-министра Виктора Понты заявляет о воссоединении Румынии с Молдовой как о главной цели Бухареста после вступления в ЕС и НАТО. Неонацистские организации, такие как Noua Dreapta («Новые правые»), всецело поддерживаются действующей властью и олигархами. Многие члены этих группировок, как и украинские националисты, проходили спецподготовку на базах НАТО в Румынии, Польше и странах Балтии. Все университеты и большинство лицеев, расположенных в центре Кишинева, находятся, как и в Киеве, под полным контролем крайних западников и русофобов. Любые попытки создания коалиции с участием пророссийских сил, которая поставит под сомнение европейский вектор Молдовы, будут сигналом к выходу на улицы Кишинева агрессивных националистических отрядов. В городе могут повториться события, свидетелями которых мы были 7 апреля 2009 года, когда националисты разгромили президентский дворец и здание парламента. 

Массовые беспорядки — хороший повод для военного вмешательства со стороны Румынии и других стран НАТО. Руководство Молдовы подписало с Румынией ряд военных соглашений, по которым на территорию бывшей советской республики могут быть введены румынские войска и полицейские подразделения, сформированы совместные батальоны, создано совместное командование. Молдавские и румынские полицейские в ходе совместных учений тренируются в подавлении протестов и разгоне демонстраций. На территории Молдовы уже присутствуют военнослужащие НАТО, летом сюда прибыли 80 военных специалистов из США.

Подобное развитие ситуации подтолкнет регионы Молдовы к усилению сепаратистских настроений. Спустя 20 лет после урегулирования вновь разрастается конфликт в Гагаузии, где уже создаются отряды самообороны. Гагаузы не склонны идти на компромиссы в вопросах своей национальной идентичности и геополитического выбора, который они осуществили в пользу единства с Россией — правда, в рамках единой Молдовы, но это пока не пришла пора жесткого противостояния. 

Таким образом, в Молдове в ближайшие месяцы вполне могут повториться события, схожие с теми, что происходят сейчас на Украине. С Россией Молдову связывают общая история и православная вера. В России находятся традиционные рынки сбыта молдавской продукции, здесь работают свыше 700 000 молдавских трудовых мигрантов. Однако Запад, опирающийся на элиты и активное меньшинство, полон решимости превратить Молдову в аналог нынешней Украины.