Пытка штрафстоянкой

Виктор СОКИРКО, обозреватель «Культуры»

11.09.2014

Москва ощетинилась антиавтомобильными знаками. Красный крест на синем фоне — «Остановка запрещена», рядом белая табличка с изображением машины-эвакуатора. Смысл сего предупреждения объяснять не надо. С ними соседствует латинская буква «Р» на синем фоне — парковка, естественно, платная. Тяжела и неказиста жизнь столичного автомобилиста: оставить «железного коня» на улице теперь практически невозможно. Вслед за территорией внутри Садового кольца с 1 августа нынешнего года «нестояночным» стал и весь Центральный округ — вплоть до Третьего транспортного кольца (ТТК). Предполагается, что с 1 декабря зона запрета еще более расширится.

Легковых автомобилей в Москве сегодня 5,5 миллиона. Это без учета транзитного и иногороднего транспорта, которого в столице тоже хватает. Да, город за минувшие годы значительно расширился, появились новые дороги и развязки, но темпы автомобилизации явно опережают темпы строительства. Хотя справедливости ради нужно заметить, что Москва еще не входит в десятку городов мира с наиболее загруженной дорожной сетью.

Но вот относительно наличия парковочных мест статистика молчит. Я имею в виду бесплатную парковку. Похоже, что здесь Москва рискует оказаться впереди планеты всей — оставить автомобиль неподалеку от работы или магазина без существенного ущерба для личного бюджета практически невозможно. Час стоянки — от 40 до 100 рублей. Ладно, если в час-два укладываешься, а если впереди восьми-, а то и десятичасовой рабочий день? Не каждому по карману и абонемент, который стоит от 8000 рублей в месяц.

Но не это самое страшное в новейшей истории борьбы с автомобилистами. Самое страшное — наказание. Вот вышли вы с работы, а припаркованной с утра на тротуаре «ласточки» и след простыл. Сначала хватаетесь за сердце: неужели угнали? Потом, по совету поднаторевших в этом вопросе знакомых, начинаете обзванивать пункты эвакуации, и авто в итоге находится — на штрафстоянке. Их в Москве несколько. Все расположены в местах, весьма отдаленных от ближайших станций метро, — минут 25 по буеракам.

Но вот вы на месте. Не без удовлетворения замечаете, что не одиноки. Таких бедолаг у конторы крутится человек полста. Процедура оформления документов на каждого занимает не менее 15–20 минут, так что вырисовывается перспектива многочасового стояния в очереди под открытым небом. А туалет? В рифму: нет. Только на территории штрафстоянки — ждите. Перекусить — с этим проще. Подсуетившиеся бизнесмены торгуют кофе и чаем — в «Кафе Пушкинъ», наверное, дешевле. 

После нескольких часов ожидания нервы у автовладельцев не выдерживают, они начинают штурмовать штрафплощадки. Охрана начеку. Крики, скандалы, слезы, матюги... После этого возможность заплатить 3060 рублей сразу, в конторе, через терминал и еще 3000 в течение 60 дней кажется подарком судьбы.

Наверное, ужесточение правил парковки имеет свою логику. Наверное, есть какая-то справедливость и в том, что нарушителю не просто присылают «письмо счастья», как, например, за превышение скорости, а еще и зачастую увозят автомобиль за тридевять земель, даже если он не создает никакой помехи движению, хотя в этом случае правила позволяют ограничиться штрафом. Но где, в каких законах содержится необходимость такого дополнительного наказания, как унижение, — а иначе назвать действующую процедуру вызволения автомобиля со штрафстоянки невозможно. 

Мы привыкли ссылаться на зарубежный опыт и, видимо, не напрасно. Вот та же благополучная Финляндия проблему парковок решила успешно — они там просто есть! Да, платные, но доступные, и их там много. И даже к нарушителям — с полным уважением. Однажды, поставив в городе Ювяскюля автомобиль на парковку и, естественно, оплатив ее, я через несколько часов увидел на лобовом стекле квитанцию о штрафе за неуплату. Оказалось, мне надо было положить свой чек под лобовое стекло — так там принято. Проблему решили быстро, одним телефонным звонком, но сама система понравилась: оплатил, положил квиточек на видное место и спокоен. Никто мою машину (частную, заметим, собственность) не увез на эвакуаторе в неизвестном направлении, не поцарапал, как это бывает «кое-где у нас порой», не создал других проблем.

В принципе, и в Москве действует система штрафов за нарушение правил парковки. Однажды оставив автомобиль на Малой Лубянке, возле Москомспорта, я вскоре получил «письмо счастья» — штраф на 2500 рублей, к которому прилагались три фото авто с читаемым номером на фоне запрещающего знака. Не поспоришь! Хотя в квитанции такое право и предлагалось. Кстати, оспорить можно и принудительную эвакуацию автомобиля, но лишь ту часть штрафа, которая касается самого места парковки. А вот деньги за эвакуацию уже не вернешь, увезли — значит, заплати. Кстати, против оплаты, даже без права оспорить ее, никто из нарушителей после многочасовой пытки очередью не возражал — настолько велико было желание нажать родные педали и умчаться подальше от этого страшного места.