Все будет, как при бабушке

Александр ПАНОВ, Обозреватель «Культуры»

02.07.2013

Неожиданное сообщение о добровольном уходе с поста директора Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина 91-летней Ирины Антоновой и ее замене на нынешнего арт-директора музейно-выставочного объединения «Манеж» Марину Лошак вызвало бурю в СМИ.

Прежде всего, господа, не надо паники. Бывший директор музея стал президентом ГМИИ и не собирается отходить от дел. Анализировать то, что сделала Антонова на посту директора в течение 52-х лет, хвалить или критиковать ее работу, можно и нужно, относясь к Ирине Александровне как к действующему игроку не только российской, но и международной арт-сцены. Венки и формальные славословия подождут.

Отметим, что в июле у Антоновой заканчивается срок трудового договора на директорство, поэтому она — с учетом в том числе и почтенного возраста, приняла мужественное и трезвое решение — формальный уход с поста. Подчеркиваю, формальный.

Марина Лошак, талантливый искусствовед, остроумный куратор, успешный администратор, etc. — персонаж не музейный. Но выбор ее на место преемника для Антоновой объясним. Ирине Александровне нужен энергичный, деятельный, но абсолютно зависимый от барской (в хорошем смысле слова) воли человек. Тот, который долго еще будет разбираться в субординации, расположении кабинетов, количестве и качестве работ в запасниках, в договорах и сметах. Как минимум, первые годы без помощи Антоновой Лошак не выплыть.

Тут могу позволить себе маленькое отступление. Есть такой замечательный искусствовед, философ, куратор, литератор Борис Гройс, наш бывший соотечественник, давно живущий между Америкой и Германией. За заслуги перед современным искусством его назначили ректором Венской Академии художеств. Почетная должность, солидный оклад, «решпект» и прочее уважение. И через несколько месяцев Борис Ефимович отказался от места. Ему, например, нужно закончить доклад на тему «Художественные парадизы посткоммунизма» и дописать текст «Религия в эпоху дигитального репродуцирования», а приходится подписывать смету на ремонт студенческих сортиров.

Так вот, Ирина Александровна устала заниматься сметами. Речь, правда, в ее случае идет не о сортирах, а о пресловутом музейном городке, дорогостоящий проект которого обсуждается уже лет десять. Строит его великий английский архитектор Норман Фостер — или не строит? Освобождает здание Институт философии — или нет? Спецбензозаправка на Волхонке уже вошла в историю московского краеведения как объект, не подлежащий сносу, — и что с ней делать, она же мешает модернизации квартала...

На мой взгляд, Антонова на старости лет хочет остаться, условно говоря, Гройсом, а не специалистом по котлованам, выселению соседей и сносу заправок. За долгую административную жизнь она все поняла в туалетах. Хочется неба в алмазах.

А за Лопахина пусть поиграет Лошак. Если войдет в роль, а труппа, верная своей Раневской, признает нововведенного исполнителя в амплуа директора-хозяйственника.

Так что рано готовить прощальные речи великой и ужасной Ирине Александровне Антоновой. И не время делать ставки на страстную, умную и энергичную Марину Лошак. Серое клейновское здание на Волхонке и не таких съедало, не поперхнувшись.

Судя по откликам в СМИ, уход Антоновой и назначение Лошак должны напоминать сюжет какого-то авантюрного романа. Но пока перед нами всего лишь пролог. Основное действие — впереди.