Доброе лето 2013-го

Владимир ПЕРЕКРЕСТ, обозреватель «Культуры»

27.06.2013

В первую неделю июля у российских бизнесменов намечается праздник — ожидается, что Госдума перед уходом на летние каникулы примет долгожданное постановление об экономической амнистии. Беспрецедентный случай. Даже в советское время, славящееся как обильными посадками, так и праздничными «вольными», таких целевых подарков не было. Кто-то скажет, что тогда и бизнесменов не водилось, — не соглашусь. Осужденных по линии борьбы с расхитителями социалистической собственности хватало: предприимчивые цеховики, крепкие хозяйственники, вороватые завмаги, ну и конечно, скромные труженицы прилавков, незаметно кладущие свои упитанные пальчики на нужную чашечку весов, — это, считай, те же бизнесмены. Просто тогда не было нужды выпускать их в особом, привилегированном, порядке. Для народного хозяйства хватало и тех, кто оставался на свободе.

Сейчас, получается, ситуация иная. Говорят, что страна нуждается в стимуле для экономического развития, в инвестициях. Видимо, у предпринимателей, находящихся на свободе, и хватка не та, и денег для инвестиций маловато — так что без помощи деловых сидельцев экономику нам не вытянуть.

Можно себе представить, какие драмы разворачивались вокруг формирования списков на освобождение, какие ресурсы были задействованы. Поначалу бизнес-омбудсмен Борис Титов представил президенту Владимиру Путину лонг-лист на полсотни с лишним уголовных статей, по которым следовало амнистировать 111 000 человек. Надо ли говорить, что в список под девизом «на свободу с чистой совестью» попала и статья «Мошенничество», что, например, открывало путь к свободе для самого, пожалуй, авторитетного отечественного предпринимателя Михаила Ходорковского. Чтобы ему было проще освободиться, в условия для амнистии лоббисты осужденных бизнесменов «забыли» внести пункт о том, что претендент на акт милосердия должен быть осужден впервые (у Ходорковского, как известно, в активе два приговора). Однако «прогон», как это называют в известных кругах, не удался. Не знаю, что на самом деле сказал по поводу этой малявы, пардон, списка, известный своей склонностью к образным формулировкам глава государства, но для официального сообщения подобрали скромный эпитет «сырой».

Перечень в несколько приемов ужимали, и теперь уголовных статей в нем осталось почти в два раза меньше по сравнению с первоначальным.

Помимо нарушителей авторских прав (видео- и прочих пиратов), безобидных уклонистов от уплаты налогов и таможенных платежей, а также одевающих-обувающих пол-России продавцов немаркированных товаров, на свободу выйдут и вполне уважаемые в определенных кругах люди. Это, в частности, специалисты по отмыванию денег и другого имущества, приобретенного преступным путем, по фиктивному банкротству предприятий, незаконному получению кредитов.

Правда, поставлено жесткое условие: под амнистию подпадают только те, у кого это первая судимость, и кто вернул или готов вернуть незаконно позаимствованное. Ожидается, что будет освобождено примерно 6 000 осужденных. Плюс к этому прекратятся дела в отношении тех, кто находится под следствием.

Превратятся ли в результате этого нынешние жаркие денечки 2013-го в «холодное лето 53-го»? Не возрастет ли опасность нарваться на амнистированного ловкача и потерять свои честно заработанные? Гарантий безопасности Госдума не дает. А страна замерла в ожидании. Показателен результат социологического опроса, проведенного ВЦИОМ. Треть респондентов (33%) отнеслись к идее экономической амнистии положительно, чуть больше (36%) ее не поддержали, остальным, как выяснилось, все равно.