Кирзовые стринги

Дарья ЕФРЕМОВА , обозреватель "Культуры"

21.06.2013

В Госдуме вспомнили о девушках. В смысле, нашли, чем им заняться. В ближайшее время может быть принят закон, согласно которому девушки по достижении 18 лет — так же, как и их сверстники противоположного пола, будут получать повестку из военкомата. Правда, женский призыв, по задумке автора законопроекта генерала МВД Татьяны Москальковой, не должен быть обязательным. Хочешь — идешь «топтать кирзу», не хочешь — оставайся дома.

Если бы мне в свое время пришла повестка, я бы, наверное, пошла. А что? Листала бы сейчас дембельский альбом, тыкала пальцем по фоткам. Вот, ушастая и напуганная, готовлюсь к присяге. Теперь торжественный момент: стоим с девчатами в строю — гордые, с «калашами» наперевес. А вот и нарисованная синей авторучкой картина: те же с шайками, полуголые, но в сапогах. Пытаемся вымыться в солдатской бане. С потолка льет, из крана нет. И подпись: «Эх, молодость, романтика!» Конец сюжета: самоуверенная и откормленная сижу на броне бэтээра. Кто тут не слушает любимую байку о том, как я ходила в самоволку? Получите хук слева!

Если серьезно, то новая думская инициатива вызвала даже не общественный резонанс, а брожение умов. С одной стороны, женщины принимали участие в боевых действиях с незапамятных времен. Полумифические амазонки, британки времен англо-голландской войны и протектората Кромвеля, парижанки в эпоху Французской революции. Не говоря уже о войнах двадцатого столетия.

Всем известно, что представительницы слабого пола служат в Израиле. Менее известно, но факт: еще и на Кубе, в Северной Корее, Бенине, Эритрии, Иордании, Тунисе. В середине июня парламент Норвегии одобрил обязательную женскую воинскую повинность. «Все граждане должны иметь одинаковые права и обязанности», — заявила министр обороны Анне-Грете Стрём-Эриксен, добавив, что намерение короны пополнить строй белокурыми валькириями связано не с тем, что стране Гамсуна и троллей нужно больше солдат, — просто нужны лучшие. Что тут скажешь, феминистки...

«Теперь норвежская армия непобедима, — отреагировали в комментариях к заморской новости русские мужики, — ни один нормальный человек не станет стрелять в женщину!» Наивные...

Аргумент противников массовой подготовки кавалерист-девиц звучит так: армия — не женское дело. Будущей матери, хранительнице очага ни к чему учиться маршировать на плацу и управляться с автоматом.

Пока в прессе и блогах обсуждали, что органичнее в нежных девичьих ручках — пяльцы или граната системы Лемона, депутат Заксобрания Петербурга Виталий Милонов представил на рассмотрение свои предложения. Согласно его видению, обязательной воинской повинности должны подлежать девушки, не родившие ребенка до двадцати трех лет. «Удел женщины — материнство. Если она сознательно пренебрегает тем даром, который дан ей природой, то почему она не должна идти служить? А что до сих пор не встретила большой любви — это отговорки в пользу бедных. Женщина либо хочет иметь детей, либо нет».

Не знаю, что лучше — бои на любовном фронте или просто бои. Особенно если вопрос ставится об учебной тревоге в казармах и вполне себе настоящей — на гражданке. Девичьи баталии за награду «Милый рядом» подчас оборачиваются кровопролитием, которое и не снилось иному (или иной?) солдату Джейн. Тут вам и слезы в сортире, и зеленый змий, сдобренный табачным дымком, и ощущение полного краха. Так что, чем в пожарном порядке воплощать биологическую программу, может, лучше все же топтать кирзу? И пусть потом домашний трофей только попробует что-нибудь вякнуть про слишком откровенный наряд или про вашу маму...

Есть в этом вопросе еще один существенный момент: где и как девушки должны проходить службу. Героиня Деми Мур сама приняла решение жить в мужских казармах и участвовать во всех испытаниях наравне с другими спецназовцами. Но в отличие от киношной американской армии, наших женщин-военнослужащих от участия в боевых действиях никто никогда не отговаривал. Если дама носит погоны, командир имеет полное право отправить ее рыть окопы или бросить в атаку. Другое дело, что среди военных всегда соблюдалось негласное джентльменское соглашение — девушек беречь, особенно в «горячих точках». Так как специальных приказов, которые бы освобождали женщин от боевых командировок, в Министерстве обороны не издавали, они отправлялись в районы вооруженных конфликтов вместе со своими подразделениями. При этом в боевых порядках их практически не видели, срабатывало правило: женщина может служить в медсанбате, на радиоузле, в штабе, столовой. Эти же должности, по сути, депутат Москалькова и сватает будущим призывницам: армии нужны связистки, медработники, переводчицы, психологи, операторы беспилотных летательных аппаратов. Так что убежденным милитаристкам рано радоваться — хук слева толком и не отработаешь.