Спасти «Аленку»

Вадим БОНДАРЬ, публицист

17.07.2014

Известные советские бренды, которые сейчас использует кто ни попадя, могут быть признаны национальным достоянием, а продукция, полюбившаяся еще со времен СССР, будет выпускаться под строжайшим контролем — чтобы не дискредитировать былые достижения. Соответствующий законопроект, подготовленный группой российских сенаторов, уже одобрен комитетом Совета Федерации по экономической политике и направлен в Госдуму. 

В случае принятия он позволит всем предприятиям на территории России, до 1992 года выпускавшим товары под известными знаками, сохранить (или возродить) это право. Идея поддерживается в самых широких кругах, не говоря уже о самих производителях. Ведь у многих сохранились и технологии, и специалисты, и традиции. А народ, особенно в регионах, с нетерпением ждет недорогой и качественной, проверенной временем отечественной продукции. Сегодня же ниша занята в основном низкокачественным, а зачастую вредным для здоровья импортом, никому не известными изделиями неизвестных фирм, а то и откровенно опасным контрафактом. Что касается знаменитых советских брендов, то в силу разных причин многие из них оказались в руках компаний, никогда их не производивших. Завладев ими, они в целях экономии, упрощения технологических процессов, увеличения массовости производства и разнообразных необходимых, на их взгляд, «усовершенствований» настолько изменили свойства этой продукции, что от нее, по сути, осталась лишь вывеска. Недаром говорят, что и «Мишка косолапый» с «Аленкой» уже не те, и «Дюшес» какой-то ненатуральный, и кефир «скороспелый» — то ли дело прежний, с зеленой крышечкой из фольги... 

Законопроект, как ожидается, встретит яростное сопротивление транснационального производственного лобби и части отечественного юридического сообщества, стоящего на защите его интересов. Не для этого они уничтожали и захватывали бывших советских товаропроизводителей. Вот лишь один характерный пример. Летом прошлого года в Москве прошла специализированная конференция, где с гордостью представляли новые модификации швейных машин от ведущих мировых производителей. А посетители тщетно искали некогда известные и любимые отечественные модели «Чайка» и «Подольск». Где же они? А вот где — контрольный пакет акций Подольской фабрики швейных машин выкупила фирма «Зингер», которая теперь и диктует цены на готовые изделия. Что говорить, фирма авторитетная, но зачем родное-то уничтожать? 

Исчезнувших советских брендов не перечесть. Однако некоторые все же уцелели. И им сейчас очень нужна поддержка в виде предлагаемого сенаторами законопроекта. Увы, сегодня на российском рынке господствует бренд-иностранец. Так, по данным Минпромторга, которые на днях озвучил замглавы ведомства Сергей Цыб, в станкостроении доля импорта составляет более 90%, в тяжелом машиностроении — до 80%, легкой промышленности — до 90%, радиоэлектронной — до 90%, фармацевтической и медицинской — до 80%... 

Неважно у нас обстоят дела и на мировой арене. Согласно рейтингу 500 самых дорогих брендов мира, по версии Brand Finance, в 2014 году первую тройку составляют компании Apple, Samsung и Google. Наша тройка лидеров в этом списке выглядит так: Сбербанк — 106-е место (в прошлом году 63-е), «Газпром» — 129-е (122-е), «Лукойл» — 306-е (219-е). А ведь еще совсем недавно наши марки лидировали в целом ряде высокотехнологичных сегментов. К примеру, в СССР выпускалось 50 млн часов в год, из которых треть шла на экспорт — мы контролировали десятую часть мирового рынка этой продукции. По соотношению «цена-качество» советские хронометры считались лучшими в мире. В 1965 году наручные часы «Восток 2809» завоевали Большую золотую медаль на престижной Лейпцигской международной выставке. Не случайно я заговорил о часах — эта продукция очень востребована. Например, в 2013 году швейцарская фирма Swatch получила прибыль $ 9,7 млрд. На 8,3% больше, чем годом ранее. Однако российских часовых брендов на мировом рынке уже нет. Да что там — мировом. Мы теряем позиции у себя дома. На отечественном рынке закрепились и успешно работают все кому не лень, от Китая до Арабских Эмиратов. 

И еще. Нам нужно не только возрождать свои прежние товарные знаки, не только возвращать продававшимся под ними продуктам, напиткам и товарам былое высокое качество, но и создавать новые бренды. Создавать России славу завтрашнего дня.