Витас и теорема Арнольда

Сергей ЛЕСКОВ, обозреватель "Культуры"

16.05.2013

Важнейшее событие последних дней — ДТП на ВДНХ с неким водителем по имени Витас. Говорят, что это певец. Я такого никогда не слышал, но, судя по тому, что все теле- и радиоканалы, газеты, а также блогеры только и говорят, что о выкрутасах Витаса, это крупнокалиберный артист, и я должен чувствовать себя бесконечно отставшим от реальных ценностей отщепенцем. Но знаю определенно: очень скоро история с Витасом забудется, и граждане будут захвачены каким-нибудь не менее драматичным сюжетом подобного сорта. Пошлость становится нормой, уродливость — эстетическим критерием, низменные страсти — чуть ли не единственным проявлением духовного порыва.

Что с нами происходит, почему из яркого многообразия жизни мы выбираем события, которые у здорового человека ничего, кроме брезгливости, вызвать не могут? Отвращение становится забытым чувством, на смену ему приходит абсолютная всеядность. Виноваты ли СМИ, которые, являясь инструментом воздействия на общество, формируют вкусы? Но в не меньшей степени и само общество формирует политику СМИ, как спрос в магазине определяет предложение. Мы стали падки на сюжеты, которые у наших родителей вызвали бы омерзение. Выкрутасы того же Витаса мы воспринимаем как — ну очень забавное, просто до уморы, бесплатное шоу. И кажется, что у нас нет общественного согласия по поводу того, что такое хорошо и что такое плохо.

Могут ли газеты писать на другие темы и можно ли как-то иначе завладеть вниманием общества? Великий журналист Анатолий Аграновский открыл и поддержал офтальмолога Святослава Федорова, которого донимали бюрократы, запрещали его метод. Благодаря журналисту было принято решение построить для Федорова глазную клинику, которая стала уникальным явлением для мирового здравоохранения. На нашей памяти, во второй половине 1980-х, газетные публикации помогли остановить проект по переброске сибирских рек в Среднюю Азию.

Еще недавно «Комсомольская правда», вдохновляя читателей бесстрашным примером, организовывала первое в мире пешее покорение Северного полюса. Сколько спортивных турниров придумали журналисты! «Пионерская правда» — легендарные «Кожаный мяч» и «Золотую шайбу», «Известия» — знаменитый хоккейный турнир со Снеговиком, «Труд» — массовые легкоатлетические забеги. Нынче таланты взращиваются в трагикомической бройлерной «Фабрике звезд», но вряд ли эти селекционные опыты служат благородному делу.

Недавно я побывал в Бретани, где в городке Сен-Мало построена первая в мире приливная электростанция, которая использует энергию моря. Это один из альтернативных источников, спасение от энергетического кризиса. Вторая в мире и гораздо более совершенная приливная электростанция в те же годы была сооружена в СССР на Кольском полуострове. Построена она была благодаря статьям в «Известиях», когда журналисты смогли переломить чиновничье равнодушие. Авторами статей были замечательные журналисты Евгений Кригер и Савва Морозов, внук знаменитого фабриканта. Наша электростанция получила Золотую медаль на Всемирной выставке ЭКСПО в Японии. Глупо вообразить, что нынешние «Известия», да и многие другие газеты, могут заинтересоваться такой темой, «упасть» до того, чтобы обеспокоиться судьбой промышленного проекта.

Нынче газеты заняты почти исключительно тем, что щекочут низменные инстинкты и воодушевляют верноподданнические чувства, хотя понимается это часто превратно и идет во вред власти. Когда начинался проект «Сколково», мы строчили восторженные комментарии, и я, каюсь, не остался в стороне. Умные люди говорили, что «Сколково» — это потемкинская деревня, но скепсис был недопустим и искоренялся. Как быстро обнаружилось, что оазис инноваций породил лишь стремительные денежные потоки в карманы отдельных граждан…

Незадолго до смерти великий математик Владимир Арнольд объяснял мне, что обществу потребления полезны глупые и пошлые люди, чтобы бесконечно покупать товары и слушать попсу. Грустно, но наш жгучий интерес к Витасу — аргумент, доказывающий верность теоремы Арнольда.