Перформансом по сатанизму

Татьяна МЕДВЕДЕВА, журналист

04.06.2014

Они штурмовали Музей Дарвина, потому что отрицают теорию эволюции. Забрасывали яйцами митингующих активистов ЛГБТ, потому что не приемлют извращений. Срывали спектакль «Идеальный муж» в МХТ, потому что невозможно было смотреть непотребное действо, словно бы нарочно абсолютно контрастирующее с фамилией режиссера, его сотворившего, — Богомолов. Они выступают против абортов и концертов сатанинских рок-групп. Они — это православные радикалы. У одних действия этих ребят вызывают симпатию, другим они кажутся чересчур эксцентричными, а порой и вовсе экстремистскими. Их урезонивают: «Если вы такие православные, то где ваше смирение, почему в методах своих уподобляетесь тем, против кого выступаете? Такие, как вы, только отталкивают от церкви».

С последним не соглашусь. На мой взгляд, наша Церковь ведет себя слишком скромно, даже пассивно. Немного свежего и яркого «креатива» ей не помешает. Такого, который преподносят православные радикалы — даже с учетом того, что они порой, соглашусь, перегибают палку. Вообще, это удивительно, когда ультраконсервативные ценности исповедует молодняк, а не убеленные сединами старики. Когда юноши и барышни в возрасте «двадцать плюс» со вполне соответствующими возрасту горящими взорами страстно призывают к целомудрию, верности, благочестию, выступают против завоеваний сексуальной революции — это производит впечатление.

Собственно, такое явление как православные радикалы заявило о себе два года назад. Движение зародилось «снизу», на волне информационной атаки на Русскую православную церковь. В то время группа «Pussy Riot» уже отпрыгалась в Храме Христа Спасителя, и либеральная творческая интеллигенция писала письма в поддержку кощунниц. И вот православная молодежь решила дать ответ — побороться за консервативные ценности. Встал вопрос, а в какой форме это делать? Некоторые задумки решили подавать через «православный акционизм». И это имело успех. Потому что всевозможных круглых столов и конференций проводится великое множество. Но кто о них вспомнит даже на следующий день? А вот потасовка на открытии выставки «Духовная брань» попала в информационные потоки и запомнилась. Так же, как и перформанс на спектакле «Идеальный муж». По суровым законам пиара — никуда от них не деться, протестовать против их существования все равно, что не соглашаться с законом всемирного тяготения. Впрочем, лидер движения «Божья воля» Димитрий Энтео уверяет, что произошедшее в МХТ было не перформансом, а внезапным искренним порывом — он выбежал на подмостки, требуя прекратить святотатство, когда увидел сцену, в которой священник-гомосексуалист молится перед голой распятой женщиной. Надо сказать, радикалы далеко не всегда действуют радикально. Например, запрета на выступление польской группы «Бегемот», которая готовила тур «Русский сатанист» и собиралась исполнить песню «Христиан — львам», удалось добиться скучными традиционными методами — демонстрациями вкупе с письмами в высокие инстанции.

Одна из недавних акций «православных радикалов» — митинг за запрет абортов, который состоялся 1 июня, в День защиты детей, на Лермонтовской площади Москвы. Собралось человек триста. Со сцены ораторы говорили о том, что каждые три секунды от аборта в России погибает ребенок. О том, что если русские будут плохо плодиться и размножаться, на наши бескрайние просторы придут другие народы. Ну и другие правильные вещи. Правда, у митинга был существенный недостаток — на нем не было политических «тяжеловесов» и «медийных лиц». Да и журналистов — кот наплакал. Акция напоминала, скорее, дружеский междусобойчик хороших знакомых. Прохожие останавливались, некоторые ставили свои подписи под воззванием о запрете абортов и вновь спешили по своим делам. Мнение о том, что аборт — всего лишь хирургическая операция, и это свободный выбор женщины — право решать, давать жизнь своему ребенку или нет, — такое мнение в обществе, увы, сегодня является доминирующим. Именно поэтому подписи о запрете абортов собираются так медленно. На сегодняшний день их всего лишь 100 тысяч. Капля в море. И в то же время этого уже достаточно, чтобы обратиться к законодателям. За эту небольшую победу уже можно снять шляпу перед православными радикалами. Конечно, митингами и раздачей листовок особой перемены в настроениях не добьешься. Поэтому время от времени радикалы штурмуют абортарии. За такие акции они не раз попадали в автозаки, платили штрафы. Но это их не останавливает. К тому же свои акции, как уверяют радикалы, они согласуют со священниками. Правда, официальные представители РПЦ, наоборот, подчеркивают, что не раз журили акционистов и напоминали им о необходимости соблюдать закон. Но ведь аборт, парируют радикалы, — это тоже нарушение закона, заповеди «Не убий». Иерархам крыть нечем.

Свою сверхзадачу православные радикалы формулируют достаточно пафосно: преобразить наше общество из постхристианского в христианское. Настроены они решительно. А значит, будут новые яркие акции. Иначе в битве за людские умы не победить — тебя просто не заметят.